Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Медиаэксперты, правозащитники и юристы раскритиковали проект нового закона «О средствах массовой информации», подготовленный в президентской администрации. Они призывают Старую площадь отозвать документ.

Юристы правовой клиники «Адилет» изучили проект закона и указали на наличие серьезных рисков неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий права на свободу выражения мнения.

Отдельные положения законопроекта ставят под угрозу деятельность не только отечественных независимых СМИ и журналистов, но и зарубежных.

Разработчики, пообещавшие ранее учесть все замечания, теперь хранят молчание. Публичные дискуссии с участием экспертов игнорируют. Представители медиасообщества предостерегают — если документ примут в том виде, в каком он представлен сейчас, то со свободой слова, а значит, и с демократией Кыргызстан может распрощаться.

 

Валуны преткновения

 

Чем опасен инициируемый администрацией Садыра Жапарова проект?

Юристы выделили несколько блоков. Они считают, что новшества похоронят независимые медиа.

В проекте предлагается ввести ряд различных оснований и требований с расплывчатыми формулировками, несоблюдение которых может привести к ликвидации СМИ.

Усложняется процедура регистрации СМИ, статус официальных медиа предлагается распространить и на информационные сайты.

«Ряд предлагаемых проектом норм не соответствует базовому принципу правовой определенности. Это может привести к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход», — отметили юристы «Адилета».

По итогам анализа можно сделать вывод: принятие законопроекта в том виде, в каком он размещен для общественного обсуждения, может привести к закату демократии в Кыргызстане.

Из анализа правовой клиники «Адилет» к проеку нового закона «О СМИ»

Эксперты обозначили основные риски для фундаментальных прав человека. К примеру, в законопроекте установлен запрет на учреждение СМИ иностранными гражданами и компаниями. В документе говорится, что зарубежные информационные ресурсы и их корреспонденты смогут работать в Кыргызстане только после аккредитации в уполномоченном госоргане.

В перспективе такие ограничения приведут к изоляции информационного пространства Кыргызстана.

Не исключено, что авторы документа ставят цель жестко ограничить фундаментальные права человека не только на слово, но и на выражение мнения.

Хотя в предлагаемом документе сохраняется запрет на цензуру, эксперты считают, что этот пункт вписан для отвода глаз. Проект как раз направлен на то, чтобы не допустить публичного распространения информации, не желательной для носителей власти.

В качестве примера юристы приводят статью, приравнивающую веб-сайты к СМИ. Они должны, как и печатные издания, получить регистрационный номер. Это означает, что их деятельность будет регулировать государство.

«Предпринимается попытка установить ограничения свободы слова не только в отношении СМИ, но в целом в интернете, через общий запрет на распространение информации. Формально он может охватывать самые разные формы жизнедеятельности физических лиц, блогеров, правозащитников, активистов и других субъектов», — предостерегают в «Адилете».

Предлагается жесткая система санкций. Если то или иное СМИ более одного раза в течение года нарушит закон, регулирующий его деятельность, то ему грозит не только штраф, а аннулирование регистрации. По сути ликвидация.

Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным также в случае, если информационный портал не выходит в эфир более трех месяцев.

Усложняется процедура регистрации и перерегистрации СМИ, увеличивается перечень информации, подлежащей предоставлению в регистрирующий орган. Для оформления необходимо будет заранее сообщать:

  • примерную тематику, специализацию;
  • предполагаемую периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
  • источники финансирования;
  • сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором.

 

Документ размещен для общественного обсуждения 28 сентября и может быть внесен в Жогорку Кенеш по истечении месячного срока, не ранее 29 октября.

Юристы поясняют, что парламенту отводится пять месяцев для рассмотрения законопроекта. Если указанный срок не будет изменен. Не исключено, что на Старой площади заинтересованы в форсировании принятия драконовской инициативы.

 

Еще не все «сюрпризы»

 

Призывают авторов отказаться от идеи уничтожить свободные СМИ и эксперты Института Медиа Полиси.

Но достучаться до разработчиков не получается. Они не приходят на круглые столы, не участвуют в онлайн-дискуссиях. Как и не признают, что списали проект с российского аналога. Только в интерпретации представителей администрации президента КР он оказался еще жестче.

Если в нормах российского закона прописано «допускается», то есть предусмотрены альтернативные механизмы, то в предложенном нашими чиновниками варианте эти слова заменены на «запрещается», «подлежит». Кроме того, в РФ сетевые издания могут регистрироваться на добровольной основе. Законодательство не обязывает учредителей информационных ресурсов получать статус СМИ.

В нашем законопроекте все интернет-издания и веб-сайты должны быть зарегистрированы. Эксперты не понимают, зачем ограничивать их права и вводить обязательную регистрацию? Тем более что инициатор не прописывает пояснения и причины.

Абсурдно обязывать сайты регистрироваться. Как будут регулироваться регистрация и ее аннулирование, неизвестно.

Юрист Института Медиа Полиси Нурбек Сыдыков

Нурбек Сыдыков добавил, что при регистрации учредитель СМИ должен указать источник финансирования. В проекте также предусматривается норма о приостановлении деятельности ресурса «принятием мер по обеспечению иска».

«Это механизм, который может приостановить деятельность, даже блокировать СМИ с помощью инициирования какого-нибудь иска, при этом без участия сторон. В случае спорной ситуации Минюст и Генеральная прокуратура могут приостановить работу редакции на время суда. Тяжба же может затянуться», — сказал он.

По его словам, в документе появились новые нормы, касающиеся ответственности журналистов.

«Если СМИ ретранслировали публичное выступление граждан, то журналисты освобождались от ответственности. Сейчас в законопроекте прописывают, где, когда и кто должен выступать. С принятием документа можно будет транслировать выступления только депутатов Жогорку Кенеша, членов местных кенешей, органов МСУ. Если это будет ретрансляция выступления блогера, то СМИ будет отвечать наравне с ним», — добавил он.

Выходить в прямой эфир без предварительной записи СМИ не смогут.

Эксперты не понимают, почему администрация главы государства инициирует проект закона. Это входит в обязанность Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики. Но на этот вопрос в профильном ведомстве не ответили.

Не ясен также момент с введением общественного контроля за тем, что публикуется на страницах газет, электронных СМИ и выходит на телевизионные экраны. Эксперты считают, что инициаторы не совсем понимают, что такое «общественный контроль», и что он необходим не для СМИ, а для наблюдения за действиями или, скорее, бездействием властей. Медиа же служат своего рода проводником, а не предметом мониторинга.

 

Когда на репутацию плевать

 

В Кыргызстане, и это отмечают не только отечественные правозащитники, но и представители миссии Евросоюза ВСП+, участились угрозы в адрес СМИ.

13 октября около 20 человек устроили митинг с требованием закрыть «Азаттык», Kloop и Kaktus.media.

Митингующих, по их словам, поддерживает нардеп Надира Нарматова. Ранее на заседании Жогорку Кенеша она организовала сбор подписей под неким обращением к президенту с просьбой закрыть ряд медиа. Об этом в своем Telegram-канале сообщил депутат Дастан Бекешев.

Сама Надира Нарматова стала отрицать эту инициативу.

Все эти случаи говорят, что чиновники покушаются на свободу слова не только СМИ, но и граждан. Такая непродуманная тактика приведет в результате к тому, что страны-доноры перестанут давать деньги, а репутации Кыргызстана на международной арене будет нанесен непоправимый урон.

Сегодня Кыргызстан как никогда нуждается в поддержке международного сообщества из-за военной агрессии Таджикистана. Но наступление на свободу слова выталкивает КР из клуба стран, придерживающихся демократических принципов развития.

Не понимать этого чиновники не могут, игнорировать тоже.