Впервые о том, что Министерство культуры и информации КР озаботилось совершенствованием существующего в республике закона о средствах массовой информации, заявил на пресс-конференции в ИА «24.kg» председатель комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ Александр Кулинский.
Произошло это в середине апреля 2009 года. Потом — почти трехмесячная тишина, которую буквально на днях нарушило само ведомство. Оно разослало «заинтересованным лицам», то есть членам некой рабочей группы по разработке нового закона о средствах массовой информации, в которую входят представители НПО, свое видение того, как может выглядеть обновленный нормативно-правовой документ.
Подробно останавливаться на всем, что предлагает Минкультуры, нет смысла, утомительно это будет для читателя. Отметим лишь то, что, по предложению госоргана, средствами массовой информации становятся «веб-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях» (не дает покоя нашим чиновникам свобода кыргызского сегмента Всемирной сети. – Прим. ИА «24.kg»), а себе родимому министерство отводит роль эдакого уполномоченного органа, осуществляющего государственный контроль соблюдения законодательства КР в средствах массовой информации.
Но интересно, в принципе, не содержание разосланного документа. Кто желает, может ознакомиться с ним, посетив некоторые местные интернет-сайты. Любопытно другое: то, как отреагировал один из чиновников Министерства культуры и информации, когда ИА «24.kg» попросило его прокомментировать суть предлагаемых изменений. Начало разговора не предвещало никаких проблем. Он подробно рассказал о том, почему необходимо менять существующий закон о средствах массовой информации. Причем сделал это аргументировано. Но в конце беседы, когда корреспондент попросил его точно назвать должность, вдруг «взбрыкнул». «Ничего из того, что я вам рассказал, не разрешаю использовать при написании информационного материала», — заявил он. «Почему?». «Потому что время еще не пришло говорить об этом. Нет информационного повода. Вот в сентябре будет готов законопроект, тогда и поговорим. Мы пока разослали только предложения, которые будут обсуждаться на заседаниях рабочей группы. Не стоит о них распространяться», — сказал он. И добавил: «Нам же с вами еще работать вместе».
И как любят наши чиновники вот эти многозначительные «я вам потом руки не подам». Вроде человек ни о чем таком «государственно-важно-секретном» не говорил, и решать, есть ли информационный повод или нет, в его компетенцию не входит. Его попросили прокомментировать начавшуюся в министерстве разработку законопроекта, в которой помимо чиновников, как выяснилось, участвуют представители неправительственных и общественных организаций, средств массовой информации. Он это сделал, а потом пошел на попятную. Впрочем, как говорится, у каждого свои тараканы в голове. Только если все начинается с таких «непоняток», что дальше-то будет?
Однако, несмотря на то, что наш собеседник посоветовал нам вообще пока ничего не писать об инициативе министерства – да-да, дошло даже и до этого – несколько слов сказать все же стоит. Чтобы лишний раз напомнить, как работают наши чиновники. Они по-прежнему не желают свои идеи разрабатывать самостоятельно, а в лучшем случае упорно ссылаются на опыт зарубежных стран, в худшем – заимствуют целые блоки, главы и статьи чужих авторов.
Не стал исключением и предложенный ими законопроект о СМИ. В документе Министерства культуры и информации полно ссылок на законодательства Казахстана и России. Они так и остались в документе. Чиновники даже не потрудились их убрать.
Неужели почти 18-летняя практика сосуществования республиканских средств массовой информации и государства не является тем фундаментом, опираясь на который можно составить новый закон? Зачем обращаться к опыту соседей? У них своя «кухня» и своя специфика работы. Или наши просто не умеют работать и законы творить?
Пора бы, наверное, начинать хотя бы думать самостоятельно…
Р.S. ИА «24.kg» обратилось к одному из известных юристов, чаще всего представляющего интересы журналистов в судебных процессах против СМИ, бывшему медиапредставителю КР Шамаралу Майчиеву с вопросом, нуждается ли нынешний закон о СМИ КР в каких-либо дополнениях. «Закон не требует сверхсрочных изменений», — заявил он ИА «24.kg». С ним согласно большинство работников масс-медиа, то есть те, кому он и адресован.
Источник: www.24.kg