Легитимность Конституции, а значит и политической системы в целом, может быть обеспечена исключительно через достижение широкого консенсуса и строгого соблюдения процедур при принятии новой редакции Конституции. Таким образом, крайне важно, чтобы новая редакция Конституции принималась в строгом соответствии с положениями, содержащимися в самой Конституции. Но не менее важно обеспечить широкое вовлечение в процедуру принятия этой редакции Конституции со стороны общества. Оба эти условия на сегодняшний день не выполняются.
Из информации, опубликованной 9 февраля 2021 года, на официальном сайта Жогорку Кенеша КР следует, что Конституционное совещание, созданное указом исполняющего обязанности Президента, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таланта Мамытова от 20 ноября 2020 года, обсудив проект Конституции, инициированный депутатами Жогорку Кенеша и размещенный 17 ноября 2020 года на официальном сайте парламента в целях общественного обсуждения передало его вновь на рассмотрение инициаторам. Сообщается, что в этой связи, на официальном сайте Жогорку Кенеша был заменен проект Конституции, размещенный 17 ноября 2020 года, на проект с учетом предложений Конституционного совещания.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 23 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов составляет не менее одного месяца. Соответственно, общественное обсуждение согласно закону должно было быть до 9 марта 2021 года.
Однако, как стало известно, профильный комитет ЖК рассмотрел проект новой Конституции 2 марта и одобрил его . Более того, уже 3 марта депутаты Жогорку Кенеша собираются рассмотреть проект закона о назначении референдума (вместе с проектом Конституции) в первом чтении.
Начало рассмотрение проекта в профильном комитете ЖК означает, что проект Конституции уже официально внесен в Жогорку Кенеш и общественные обсуждения тем самым закончились. И непонятно, что с теми замечаниями и предложениями, которые были внесены инициаторам проекта Конституции от граждан и юридических лиц.
Полагаем, что по всем замечаниям и предложениям должны быть подготовлены протокола разногласий, где должно быть указано, по каким причинам принимаются либо не принимаются замечания и предложения. Такой работы инициаторов проекта не было видно. Согласно подпункту в) пункта 1 части 1 статьи 47 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» к проекту закона, вносимому субъектом права законодательной инициативы в Жогорку Кенеш, прилагаются сопроводительные документы: справка-обоснование к проекту закона, которая должна содержать, в том числе информацию о результатах парламентского слушания, общественного обсуждения. В настоящее время мы не знаем, как оформили справку-обоснование в этой части, поскольку фактически общественного обсуждения не было.
Согласно части 2 статьи 66 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» при обсуждении проекта закона о назначении референдума не допускается внесение изменений в текст проекта закона о внесении изменений в Конституцию. Иными словами, теперь уже даже сами депутаты не могут вносить правки в проект Конституции.
Следует отметить, что Конституционное совещание не проводило общественное обсуждение. При этом, председатель Конституционного совещания Б. Борубашев отмечал, что депутаты обязаны выставить новую редакцию проекта на общественное обсуждение. Люди должны понимать, за что они голосуют, и иметь возможность вносить свои коррективы до того, как пройдет референдум.
Сегодня Жогорку Кенеш КР рассматривает и принимает проект Конституции без общественного обсуждения, без учета предложений и замечаний, без соблюдения установленных сроков для общественного обсуждения. Это влечет за собой резкое падение доверия к действиям власти. Конституция нашей страны сегодня принимается вне консенсуса. А это основный закон страны, который после принятия всегда будет вызывать споры о своей легитимности, равно как и принятые на основе Конституции другие законодательные акты.