Сегодня в электронном правительстве Казахстана в кабинете «Открытые нормативно-правовые акты» была выставлена новая концепция Казахстана по вопросам информации и коммуникаций.
Она предусматривает внесение изменений и дополнений в 12 законов, в части «О СМИ», «О правах ребенка», «О рекламе», «О связи», «Об образовании», «О телерадиовещании», «О персональных данных и их защите», «О государственных закупках» и другие, а также в Налоговый, Предпринимательский, Бюджетный и Административный кодексы.
Концепция довольно объёмная, требует детального изучения. Кстати, к этому и призвал министр информации Казахстана. На своей странице в Facebook Даурен Абаев написал, что документ направлен на серьёзные изменения в курируемой им сфере и затрагивает интересы широких профессиональных групп и общественности в целом. «Я твёрдо убеждён, что без широкого гражданского обсуждения такие нормы приниматься не могут», — добавил министр и предложил оставлять комментарии, замечания и пожелания в специальном разделе — концепция открыта для публичного обсуждения.
«Каждое из них в полном объёме будет рассматривать рабочая группа по законотворческой деятельности при министерстве», — заверил Абаев.
«Радиоточка» приводит лишь некоторые из предложений, которые коснутся не только СМИ, но и граждан, так или иначе являющихся получателями информации или героями материалов, ньюсмейкерами.
Итак, один из любопытнейших пунктов — шестой — «Регламентация журналистской деятельности». В нём говорится, что действующим законодательством регулируется распространение официальных сообщений государственных органов, но информационные сообщения квазигосударственного сектора и иных организаций не отражены. При этом все они являются носителями информации и несут обязанность по обеспечению её доступности. Поэтому предлагается ввести понятия «информационное сообщение» и «обязательные сообщения», а также законодательно закрепить требования к процессам предоставления информации СМИ по их устным и письменным запросам. Ради оперативности хотят отменить требование об обязательном подписании запроса главным редактором.
Но самое интересное и спорное: «Помимо того, предлагается обязать журналистов проверять информацию на достоверность и брать от лица, чья информация подлежит разглашению, собственноручное письменное разрешение на разглашение сведений из личной жизни и персональных данных». Получается, что от каждого спикера, которых у редакции за день — десятки, нужно брать расписку. Особенно эта идея резонирует с предыдущей, отменяющей обязательность подписи главреда на официальных запросах — во имя оперативности.
Предлагается также изменить порядок опровержения сведений, не соответствующих действительности, которые были опубликованы в СМИ. Цель — чтобы большинство споров с прессой решались в досудебном порядке.
Действительно новаторский пункт — «Телегазета» и/или передача электронных версий периодических печатных изданий в сети Национального оператора телерадиовещания. Услуга должна обеспечить доступ к информации людям с ограниченными возможностями, включая тех, кто по каким-либо причинам не покидает пределы жилища. «Телегазета» позволяет абонентам получать информацию непосредственно на экран телевизора, в удобном для чтения формате, с обновлением в день выхода печатного издания. Данный сервис не имеет аналогов в Казахстане и странах СНГ. Для введения новшества необходимо закрепить понятия «Телегазета» в законодательстве.
«В последнее время участились случаи освещения в СМИ информации о противоправных действиях в отношении несовершеннолетних с указанием персональных данных и демонстрацией их изображения, — говорится далее в концепции. — В связи с чем, предлагается предусмотреть ряд поправок, регламентирующих порядок размещения информации о персональных данных несовершеннолетних и их изображений в СМИ».
Упоминается также необходимость предусмотреть норму для операторов связи — о предоставлении в образовательных учреждениях доступа к интернету, подходящего несовершеннолетним.
Есть в документе отдельный пункт, касающийся «развития отечественного телевизионного и рекламного рынков»
Предлагается пересмотреть норму по защите интересов национального телерадиовещания, согласно которой с 1 января 2016 года в еженедельном объеме телерадиовещания отечественных теле-, радиоканалов отечественные теле-, радиопрограммы и музыкальные произведения казахстанских авторов либо исполнителей должны составлять не менее 40%, а с 1 января 2018 года – не менее 50%. Принцип меняться не будет — национальный продукт по-прежнему в приоритете. Но у контролирующих органов трудности — они путаются, как рассчитывать объём, спорят, являются ли таким продуктом музыкальные произведения. Поэтому коллизии будут устраняться.
«Принимая во внимание многочисленные обращения населения на количество рекламы, транслируемой отечественными телеканалами, — говорится далее в тексте (судя по всему, законотворцы при разработке внимательно отнеслись к жалобам и пожеланиям населения), — предлагается пересмотреть требования к количеству и объёмам рекламных вставок в часы «прайм-тайм», а также ограничить трансляцию рекламы некоторых товаров и услуг по времени суток и целевым аудиториям».
Это лишь часть предложений. Всего в концепции 17 пунктов, в каждом из которых по несколько идей. Также есть раздел, который приводит аналогичный мировой опыт и описывает возможные правовые и социальные последствия этих изменений. В конце документа сообщается, что «реализация законопроекта потребуют финансовых затрат в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий трёхлетний период».
Как уже говорилось, он требует детального изучения и конструктивных комментариев. «Радиоточка» продолжит эту работу.