Медиасообщество призывает отозвать исковые требования Минкульта к «Азаттыку». Kaktus.media публикует текст соответствующего обращения полностью.
«Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР 17 января 2023 г. обратилось с исковым заявлением в Ленинский районный суд о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа» как СМИ «Радио Азаттык». В заявлении министерство указывает Закон КР «О СМИ», ст. 23 «Перечень информации, не подлежащей публичному распространению», а конкретно — на пункт «в», где сказано, что в СМИ не допускается «пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям». Минкульт в своем иске ссылается на собственное решение от 26 октября 2022 г., вынесенное в отношении учреждения «Азаттык Медиа», о блокировке сайта редакции на основании Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации».
Как мы ранее уже сообщали, Закон «О защите от ложной (недостоверной) информации» в данном случае был применен незаконно, поскольку нормы указанного закона регулируют вопросы распространения недостоверной информации, под которой, согласно этому же закону, понимается «информация, не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица».
Прописанный законом механизм и порядок его реализации, утвержденный кабинетом министров 8 апреля 2022 г., предполагает блокировку сайта исключительно по заявлению граждан или юридических лиц, которые считают, что в отношении них распространены недостоверные сведения, порочащие их честь, достоинство или деловую репутацию. В данном случае подобного заявления в адрес министерства не поступало. Министерство самостоятельно 24 октября 2022 г. выдвинуло на основании Закона «О защите от ложной (недостоверной) информации» требование об удалении программы, которая распространена не на сайте, а в социальной сети YouTube, на канале «Настоящее время. Азия». В этом письме министерство не указало заявителя (в отношении которого, как предполагается, были распространены порочащие честь, достоинство или деловую репутацию этого лица недостоверные сведения), поскольку такого лица изначально не было и нет по настоящее время. Поэтому считаем, что полномочия Минкульта по блокированию сайта учреждения «Азаттык Медиа» были применены незаконно и необоснованно.
В настоящее время за допущенные действия Минкульт проходит административным ответчиком по иску учреждения «Азаттык Медиа», которое просит суд признать решение государственного органа по блокированию сайта редакции незаконным и необоснованным. Но Минкульт, не дожидаясь рассмотрения административного иска и вынесения решения по существу, обращается с иском о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа» как СМИ.
Обоснование иска Минкульта в виде нарушения «Азаттык Медиа» норм, касающихся запрета пропаганды войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям, является серьезным обвинением. Ведь пропаганда представляет собой умышленное, систематическое распространение идей и взглядов для разжигания вооруженного конфликта. Нетерпимость же к другим народам и нациям должна быть обусловлена призывами к насилию, унижению или выражена распространением информации об исключительности какой-либо нации, народа. Но такой информации редакция «Азаттык Медиа» не распространяла, была озвучена лишь информация официальных государственных органов двух государств.
В иске указано, что ведущий программы взял комментарий у представителей обеих сторон. В данном случае действия редакции соответствовали профессиональным стандартам работы журналистов, когда сбор информации осуществляется с предоставлением аргументов двух сторон. При этом журналист с таджикской стороны полностью зачитала информацию из пресс-релиза, подготовленного пресс-центром Погранвойск Таджикистана. А информацию официальных государственных органов Кыргызской Республики озвучила журналист кыргызской редакции «Азаттык Медиа» в этой же программе.
Согласно статье 26 Закона о «СМИ» КР, органы СМИ не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения получены от информационных агентств или пресс-служб государственных и общественных органов.
Кроме этого, на озвученную информацию пресс-службы Погранвойск Таджикистана редакция «Азаттык Медиа» предоставила опровержение. Это подтверждает и сам Минкульт, указав в своем иске, что представитель «Азаттык Медиа» с кыргызской стороны опроверг данную информацию. Также следует обратить внимание, что информация о позиции государственных органов Таджикистана помогла нашим государственным органам оперативно и своевременно отреагировать на недостоверную информацию, распространяемую на территории Кыргызстана. Этому есть подтверждение, когда МВД КР опроверг распространяемую МИДом Таджикистана недостоверную информацию.
В иске Минкульта указано, что официальный Таджикистан в своем пресс-релизе ссылался на архивную фотографию разрушенного дома как инструмент манипуляции. Но обращаем внимание, что именно кыргызстанские независимые редакции, специализирующиеся на фактчекинге, провели серию расследований и разоблачений различного рода дезинформации, распространяемой на тему происходящего вокруг границ. Так, независимыми медиа Кыргызстана были выявлены факты распространения недостоверной информации с таджикской стороны, использование троллей в соцсетях, разоблачена дезинформация со стороны официальных источников Таджикистана.
Именно перед лицом угроз национальной безопасности наличие свободных, профессиональных, ответственных негосударственных СМИ трудно переоценить, так как следование профессиональным стандартам в целях поиска истины и обеспечивает установление доверия к предоставляемой информации.
В этом контексте именно наши журналисты, регулярно повышающие свою профессиональную квалификацию по проведению расследований и проверке фактов, стали достоверным источником информации для международного сообщества, которое обращалось к материалам наших журналистов, доверяя представленным ими фото- и видеофактам.
Прекращение работы СМИ судом может быть признано обоснованным только если нарушения требований законодательства, влекущие за собой общественно опасные последствия, допущены со стороны СМИ систематически и злонамеренно, и этому есть документально подтвержденные доказательства. Иск, предъявленный министерством, безосновательный, поскольку в нем не приведены реальные факты и основания, подтверждающие систематическое нарушение законодательства со стороны «Азаттык Медиа», имеющее общественно опасные последствия. Закрытие учреждения «Азаттык Медиа» повлечет за собой не только ограничение свободы слова и плюрализма в СМИ, но и ограничение прав граждан на доступ к информации.
В связи с изложенным мы требуем от Минкульта отозвать исковое заявление о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа» и в целом прекратить давление на независимые медиа».
- ОФ «Институт медиа полиси»;
- Независимый союз журналистов;
- ОО «Журналисты»;
- Фонд расследовательской журналистики;
- Нурдин Дуйшенбеков, ОО «Журналисты»;
- Фонд «Медиа Консалт»;
- Сабыр Абдумомунов;
- Асель Оторбаева, ИА «24.kg»;
- Махинур Ниязова, ИА «24.kg»;
- Factcheck.kg;
- Нургуль Абдыкеримова;
- Кайыргуль Урумканова, Govori TV;
- Дина Маслова, Kaktus.Media;
- Дмитрий Ложников, «Апрель»;
- Таалай Дуйшенбиев, телеканал «Next ТВ»;
- редакция «Арча Медиа»;
- Эльмира Токтогулова;
- Динара Ошурахунова;
- Дилбар Алимова, «ПолитКлиника»;
- Азат Рузиев, «Башта»;
- Аделя Лаишева;
- Тамара Валиева;
- Марат Токоев;
- Улан Усейун, «Баштан Башта»;
- Асель Сооронбаева.