Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Пресс-службой Жогорку Кенеша КР распространено заявление о том, что принятие закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» соответствует Регламенту.

Данное заявление является бездоказательным по следующим основаниям:

 

1)Пресс-служба ссылается на нормы пунктов 1, 2 части 2 статьи 62 закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» где указано, что на возвращенные Президентом законы, Жогорку Кенеш КР может: 1) согласиться с возражениями Президента; 2) не согласиться с возражениями Президента и одобрить закон в ранее принятой редакции (преодоление вето).

 

Однако, пресс-служба не цитирует в целом статью закона, чем искажает данные нормы, а именно части 1, саму часть 2 и пункт 3 части 2 статьи 62 вышеуказанного закона.

Согласно статье 62 закона:

«1. Торага не позднее 2 рабочих дней со дня получения закона с возражениями Президента направляет возражение в ответственный комитет, фракциям, экспертной службе.

  1. Ответственный комитет после изучения возражений Президента, предложений фракций, заключения экспертной службы в срок не более 10 рабочих дней выносит одно из следующих решений:

1) согласиться с возражениями Президента;

2) не согласиться с возражениями Президента и одобрить закон в ранее принятой редакции (преодоление вето);

3) образовать согласительную группу для выработки согласованного варианта закона.

31 мая 2021 года постановлением Жогорку Кенеша КР была образована согласительная группа для выработки согласованного варианта закона (кстати, данное решение депутатами было принято с нарушением вышеуказанных сроков).

 

2)Пресс-служба далее указывает, что «если Жогорку Кенеш по результатам рассмотрения возражения Президента не примет одно из решений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, только тогда закон считается отклоненным».

 

Это ложный вывод, поскольку как указано выше, депутаты из трёх действий, предусмотренных частью 2 статьи 62 вышеуказанного закона, выбрали одно: образование согласительной группы для выработки согласованного варианта закона. Депутаты таким образом отказались от двух других решений. Следующим этапом выбранного пути, согласно нормам закона, является исключительно рассмотрение проекта закона, подготовленного согласительной группой.

 

Как известно, это рассмотрение состоялось 30 июня 2021 года. Тогда при голосовании законопроект не получил должного числа голосов для его принятия (по закону должно быть не менее 61 голоса «за»). Соответственно, законопроект был отклонен. Стоит отметить, что как следует из видео (https://www.youtube.com/watch?v=RxKcQ96F-LA) законопроект дважды ставился на голосование. То есть депутаты осознанно голосовали, нарушений процедур голосования не было.

 

3)Вывод пресс-службы ЖК КР о том, что в связи с неодобрением ЖК проекта Закона КР «О защите от ложной и недостоверной информации» необходимо было поставить на голосование закон в ранее принятой редакции — также является беспочвенным. Ссылка на статью 81 вышеуказанного закона является неуместной, поскольку в течение заседания Жогорку Кенеша допускается однократное возвращение к рассмотренному вопросу, за исключением отклоненных законопроектов. 30 июня указанный законопроект, не набрав необходимого количества голосов, был отклонен. В этой связи, использование данной нормы для произвольного возвращения к рассмотрению законопроекта недопустимо и незаконно.

Согласно части 11, 12 вышеуказанного закона статьи 55:

  1. Подготовленный согласительной группой закон, возвращенный Жогорку Кенешу с возражениями Президента, подлежит повторному рассмотрению по сокращенной процедуре в соответствии со статьей 77 настоящего Регламента.
  2. В случае отклонения проекта закона Жогорку Кенеш может приступить к его повторному рассмотрению не ранее 6 месяцев со дня принятия решения об отклонении.

 

Таким образом, повторное рассмотрение законопроекта согласно нормам закона могло произойти никак не ранее января 2022 года. Соответственно, решение Жогорку Кенеша от 28 июля 2021 года по данному законопроекту — незаконно.