Депутата Жогорку Кенеша Женишбека Токторбаева 2 декабря вызвали на допрос в Главное управление уголовного розыска (ГУУР) МВД. Об этом он сообщил во время совместного заседания парламентской фракции «Ата-Журт Кыргызстан» и депутатской группы «Мекенчил».
По словам депутата, в МВД сказали, что если он не приедет на допрос, то его приведут туда насильно.
«Я высказал проблемы народа, а теперь нас подвергают преследованиям. После того, как у прокуратуры появилась возможность вести следствие, она превратилась в сильное ведомство: [прокуроры] сами заводят дела, сами расследуют, идут в суд и просят срок. Это явный признак коррупции. […] Считаю, нужно создать отдельный следственный орган при президенте, как в России», — сказал Токторбаев.
На заседании парламента 30 ноября депутат Шайлообек Атазов заявил о коррупции в органах прокуратуры в некоторых регионах. С ним согласился Женишбек Токторбаев. Он также заявил о коррупции в надзорном органе и сказал, что «после того, как прокуратуре передали функции следствия, она превратилась в монстра». Токторбаев предложил вызвать в парламент генпрокурора Курманкула Зулушева и добавил, что «если понадобится, рассмотреть действия» главы надзорного органа.
В тот же день обоих депутатов вызвали на допрос в Генпрокуратуру.
По данным надзорного органа, нардепов вызвали на допрос в качестве свидетелей в связи с их высказываниями на заседании парламента.
«Сегодня депутаты высказали несколько обвинений в адрес прокуратуры. Для проверки их слов начато досудебное производство», — сообщил он.
На заседании парламента 1 декабря Токторбаев и Атазов заявили, что они недовольны случившимся и назвали действия надзорного органа антиконституционными.
Депутат Шайлообек Атазов обратился к спикеру парламента Нурлану Шакиеву с просьбой высказать свое мнение, «нарушается ли закон, если трое прокуроров приходят к депутату в кабинет и вызывают его на допрос».
Ряд депутатов также высказались в защиту Атазова и Токторбаева. Они попросили, чтобы спикер не молчал, а тоже высказал свое мнение о законности вызова парламентариев на допрос. Тогда спикер парламента Нурлан Шакиев вызвал генпрокурора Курманкула Зулушева в парламент.
Почти всесильная Генпрокуратура
Генпрокуратура получила право расследовать преступления после того, как приняли новую Конституцию 5 мая 2021 года. Затем надзорный орган предложил внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы и Кодекс о правонарушениях и привести их в соответствие с Основным законом.
С 1 декабря 2021 года вступили в силу новые Уголовные кодексы, большую часть изменений в которые инициировала сама Генпрокуратура.
Очень много нареканий со стороны юристов вызвал тот факт, что прокуратура увеличила себе полномочия, возвратив функцию следствия.
Кроме того, юристы обращали внимание на «чудовищные откаты» в прошлое в новых кодексах, делающие силовые структуры практически всесильными. Они опасались, что произойдет «опасный разворот к тоталитарным методам работы» — ведь
Генпрокуратура внесла в проект Уголовно-процессуального кодекса нормы из кодексов 1997 года, где есть элементы коррупции и мало защищены права человека.
Юристы также критиковали Генпрокуратуру, что кодексы разрабатывали закрыто и тайно. На 70% рабочая группа состояла из силовиков и представителей госорганов, «тесно связанных с деятельностью правоохранительных структур». Журналистам даже запретили доступ к заседаниям под предлогом того, что они «не могут понять правильно обсуждаемые вопросы».