В Кыргызстане уровень стигматизации и дискриминации геев и лесбиянок настолько высок, что представители ЛГБТ-сообщества находятся под угрозой. Они не могут открыто говорить о своей сексуальной ориентации. Более того, такие люди боятся, что окружающие узнают об их нетрадиционности. И публикации в СМИ нередко способствуют усилению этой стигматизации. К таким выводам пришла Айжан Кадралиева (ОФ «Юристы за права человека») в своем аналитическом материале «Трансляция языка ненависти в СМИ по отношению к ЛГБТ».
Как СМИ усиливают ненависть
СМИ дают трибуну так называемым лидерам мнений, которые призывают к насилию по отношению к ЛГБТ.
В открытом доступе появляются изображения, видеокадры и данные об ЛГБТ-людях, способствующие насилию.
Исследователи полагают, что такие телепередачи, как «ТВ Кайгуул», «Толерантность или духовные ценности», «Откровенный разговор. Насилие по принуждению или однополая любовь», транслируемые по национальному телевидению, провоцируют эмоциональное, психологическое и физическое насилие в отношении ЛГБТ.
В кыргызскоязычной прессе прослеживается стремление делить на «свое-чужое» на примере «традиционных ценностей» и ЛГБТ. При этом ЛГБТ-сообщество изображается как инструмент оппозиции США или Запада для влияния на государство.
Исследователи утверждают, что слова «голубые», «гомосексуализм», «трансвестит» тоже являются дискриминационной лексикой.
А закон о так называемой гей-пропаганде мешает предоставлению аудитории альтернативной информации.
Конкретные примеры
Появляются такие заголовки:
«Кто защищает геев-лесбиянок, которые порочат честь кыргызского народа?»
«Туке рассказал, как делал операцию корове и как встречался с журналистами, не подозревая, что они «голубые»…
Или, например, портал gezitter.org цитирует доктора политических наук Жолборса Жоробекова: «Это совершенно чуждое восточному менталитету явление. Такого никогда не было у наших предков. США об этом знают, но навязывают».
Еще одним поводом для трансляции языка вражды в кыргызстанских СМИ стал приезд Патриарха Кирилла в Бишкек в мае 2017 года. На презентации своей книги он заявил, что «…к сожалению, в некоторых странах, на Западе — впервые, может быть, за все время — стали приниматься законы, которые подрывают с нравственной природой человека, с совестью. Это законы о так называемых гомосексуальных браках».
Когда СМИ приводят слова священнослужителя о том, что «люди так восстали против по той же причине, по которой восставали и против фашистских законов», это служит оправданием допустимости ненависти к ЛГБТ-сообществу, говорится в исследовании.
Иногда СМИ становятся площадкой «экспертов», использующих лживые факты с целью манипуляции общественностью, как, например, на телепередаче «Откровенный разговор. Насилие по принуждению или однополая любовь». Приглашенный юрист приравнивает всех ЛГБТ-людей к преступникам, апеллируя к несуществующему «наказанию за лесбиянство и мужеложство», психолог говорит о том, что «гомосексуальность — это болезнь», а ведущая программы публично осуждает сексуальную ориентацию приглашенной гостьи, констатирует правозащитница.
В передаче «Кайгуул» в эфире национальной телерадиокомпании НТС демонстрировались безнаказанное насилие и неправомерная открытая съемка представителей ЛГБТ-сообщества.
И суда нет
При этом правозащитники и представители ЛГБТ-сообщества не могут подать в суд или как-то иначе воздействовать на него. Дело в том что язык ненависти, используемый в большинстве материалов, не содержит открытых призывов к действиям против прав ЛГБТ.
Большая часть негативно окрашенных публикаций попадает в категорию языка ненависти, который не может быть запрещен, так как свобода самовыражения должна быть гарантирована в соответствии со статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Тем не менее правозащитники напоминают, что Уголовный и Гражданский кодексы КР не допускают возбуждения вражды, предусматривают защиту достоинства, а этический кодекс журналистов КР гласит о том, что журналист не должен использовать СМИ для пропаганды нетерпимости на почве сексуальной ориентации.