Инициативная группа «Закон 93» выступила с обращением по поводу обсуждаемого проекта новой Конституции. Об этом говорится в поступившем в редакцию сообщении.
В тексте обращения председатель инициативной группы Максат Кунакунов, в частности, напоминает, что по системе госаппарата Кыргызстан представляет собой президентско-парламентскую Республику. «Это означает, что в стране есть президент и Жогорку Кенеш, которые избираются путем прямого народного голосования», — говорит он, поясняя, почему это важно.
Таким образом получается, что 10 января 2020 года под прикрытием референдума властями было продавлено весьма сомнительное решение. Так что же нам все-таки навязали? Приближенные президента, еще не начав писать Конституцию, выбили для себя практически неограниченные полномочия – вот что произошло!
По мнению активиста, логичнее было бы спросить кыргызстанцев, хотят ли они республику или монархию. «Это, по крайней мере, было бы не только честнее, но и правильнее. Вместо этого плебисцит касался разграничения полномочий в системе государственного управления. Либо президентская власть, либо парламентская форма. Выбираете — черное или белое? Никаких полутонов», — говорится в заявлении.
Кунакунов добавляет, что, по его мнению, новая Конституция «разработана и принимается незаконными путями».
Стоит ли удивляться тому, что в этой Конституции президент наделен колоссальной властью и полномочиями, при этом всемогущий правитель ни за что не несет персональной ответственности.
«Первое – если указы президенты фактически приравнены к законам, то зачем нам Жогорку Кенеш? — вопрошает активист. — Оказывается, страной можно управлять, просто издавая указы. Это не что иное, как прямая узурпация власти со стороны президента».
Второе – должность премьер-министра теперь, по сути, стала не нужна. Если исполнительную власть возглавляет президент и он же назначает министров, то в чем же тогда смысл поста главы правительства?
Также в заявлении Кунакунов обращается к Садыру Жапарову: «Уважаемый президент, у кыргызов есть хорошая пословица: «Шашкан шайтандын иши» («Второпях делаются только дела шайтана»). Сначала нужно посоветоваться с народом, узнать, какие есть вопросы и запросы у общества, а уже затем писать Конституцию. Это ведь главный документ, который регулирует отношения между властью и простыми людьми».
В инициативной группе убеждены, что проект Конституции должен пройти еще множество экспертиз, процедур и согласований, обязательно — обсуждение в Конституционной палате. «Должно пройти по два месяца между чтениями в парламенте.
Нельзя допускать таких вольностей и столько нарушений, когда создается важнейший документ, который должен стать основой жизнедеятельности государства на долгие годы.