Азамат Сыдыков играет в Нью-Йорке «Маш ботой». Кто-то может назвать это пропагандой (кыргызского искусства). Врачи убеждают нас, что курение вредно для здоровья и советуют отказаться от табака, жители Иссык-Кульской области призывают не загрязнять озеро, ученые выступают за ограничение вооружений… Вне зависимости от идеологии или массовости, все это тоже можно назвать пропагандой.
Главнее другое. Почему мы не против такой агитации, а при массовости – и пропаганды? Потому что они не вводят никого в заблуждение, нам приводят реальные факты, сообщают то, чего мы раньше не знали, и предостерегают от ошибок. Естественным образом, мы не считаем пропагандой то, что не наносит никому вреда, и называем убеждение или агитацию пропагандой, если нам врут.
Рекламодатели вовсю хвалят свой продукт или свою организацию – без конкретики и при массовости это тоже пропаганда, но если рекламщики не врут, в их информации есть много чего полезного. Если за счет этого еще и увеличиваются их продажи, почему бы на регулярной основе не благодарить в материальном выражении тех, кто соучаствует в продвижении продукта?
А если хозяева продукта или организации, наоборот, организуют дело так, что за лицезрение их рекламы-пропаганды платят сами потребители? Российское и кыргызское правительства подписывают сейчас соглашение, согласно которому «Первый канал. Всемирная сеть» и «РТР-планета» приравниваются к кыргызским телеканалам и расходы на распространение их сигнала на территории Кыргызстана берет на себя Кыргызстан.
Минкультуры Кыргызстана говорит нам, что российские каналы предоставляют нам свой медиаконтент бесплатно, за что мы должны быть только благодарны. Если бы они только предоставляли и если бы это были лишь сериалы с шоу-программами или трансляции матчей и познавательные передачи – за такое действительно принято платить, но вместе с ними мы будем смотреть новости и политические шоу, насквозь пропитанные пропагандой.
Даже многие российские жители стонут от такого навязывания определенного мнения, которое еще более усилилась после аннексии Крыма и начала военных действий в восточных областях Украины в 2014 году. Так что кыргызские чиновники вводят нас в заблуждение, говоря о бесплатном получении медиапродукта – сказав А, они не произносят после этого Б.
Кыргызское чиновничество, во-первых, продолжает ошибки двух прежних руководств – еще президент Аскар Акаев в 1996 году разрешил вещать основным телеканалам России на территории Кыргызстана за счет самого Кыргызстана. Потом в 2007 году президент Курманбек Бакиев продолжил тенденцию, обязав Минфин выделять ежегодно средства на распространение сигнала «Первого канала».
Благодаря такой «заботе», большинство населения Кыргызстана мыслит сейчас про-российски, осведомлено о политике и жизни россиян лучше, чем о деятельности собственного кыргызского руководства, понимает все международные события больше с российской точки зрения и с порога осуждает действия западных стран и их лидеров, что бы они ни делали.
Но как раз это легко может быть использовано и против самого кыргызского руководства – большинство населения безоговорочно пока поддерживает действия кыргызской власти потому, что по российским телеканалам не транслируется критика этой власти. Если же такое осуждение начнется, никакими своими средствами кыргызский «Белый дом» не сможет его нейтрализовать, что мы видели в апреле 2010 года.
Поэтому если «не кормить свои СМИ» – не развивать сильный журналистский корпус, не создавать условия для свободы слова, не растить свои независимые медиаорганизации, способные противостоять внешнему медиавоздействию, властям придется уже «кормить СМИ чужие» – это они будут хозяйничать на нашей территории и создавать такое общественное мнение, которое благоприятно не нам, а кому-то извне.
Когда власти превращают своих журналистов в ручных исполнителей, неспособных сопротивляться ничему, как те будут, например, отстаивать интересы страны или общества на международной арене в условиях информационной войны? Они просто не будут в состоянии бороться против слуг патронов, которые много сильнее их собственных хозяев.
Реальная независимость – это когда независимы и сильны не только власти и элита, но и само общество, его институты, предприятия, а также средства массовой информации. Когда независимость и сила разных слоев населения на разных этажах общественного жития направлены в одну сторону, вот тогда происходит кумуляция, способная противостоять внешнему воздействию.
Вторая ошибка кыргызских чиновников – они развивают и распространяют свою собственную пропаганду, повторяя российские методы – прибирают к рукам основные телеканалы, новостные агентства, газеты, другие СМИ и откровенно вводят население в заблуждение, говоря только положительное про свои намерения, успехи, экономическую и политическую ситуации в стране и отношение к ним зарубежья.
Но они забывают, что кыргызские власти – далеко не российское руководство. Кроме того, кыргызское общество гораздо более патриархальное, в котором человеческое общение все еще играет значительную роль, оно в некоторых случаях гораздо более действеннее, чем СМИ. К тому же в обществе, уже вкусившем свободы, процент инакомыслящих (процент, а не количество) гораздо больше, чем в России.
Третья особенность – как террористы используют преимущества открытого общества (отсутствие границ, либеральные правила, доверие и уважение) против самого этого общества и на его разрушение, так и руководство, пришедшее к власти благодаря демократическим процедурам, начинает эту демократию сокращать. Это как средневековые князья выкалывали глаза зодчим, которые только что построили им храм.
Живи эти террористы в тоталитарном обществе, они бы никогда не смогли купить оружие или компоненты для взрывчатки, выучиться на пилотов, чтобы потом направить доверенные им самолеты против людей, да и вообще объединиться с кем-то и основать организацию, которая бы действовала против общества, которое их вырастило.
Так и нынешние власти, живи они при прежних тоталитарных порядках, с их реальным багажом знаний и способностями не смогли бы вырасти выше начальников ЖЭКов, но они основали партии и заработали богатства благодаря либерализации общества, смогли одурачить избирателей благодаря демократии, а когда консолидировали в руках власть, ограничивают эту демократию, чтобы другие так не смогли.
И орудием их становится пропаганда, которая вбивает нам в головы, что всего, чего можно было, мы уже достигли, в стране установилась лучшая возможная жизнь, к власти пришли самые справедливые за всю историю политики, которые все делают максимально правильно и предельно честно, так что дальше никто ничего не должен обсуждать, критиковать, думать. Нам выкалывают глаза и отрезают язык.
От нас требуется только молча работать, платить налоги, поднимать руки на собраниях, заполнять бюллетени во время выборов и показывать их при голосовании проверяющим – там ли поставили галочки? Если возникают какие-то проблемы – нам нельзя думать, сомневаться, обсуждать, а если кто-то придет отобрать то, что мы своим горбом заработали – и сопротивляться нельзя.
И сами они поднимают лапки и перестают сопротивляться внешнему воздействию, предоставляя их пропаганде полную волю на всей нашей территории. Они отдают всех нас с вами на волю победителей в обмен за их благополучие и даже снимают проект соглашения, в порыве демократии выставленный было на общественное обсуждение, с этого обсуждения.
http://zanoza.kg/doc/331162_slabost_gosydarstva:_vse_derjitsia_na_propagande_svoey_i_chyjoy.html