По различным телеканалам (некоторые из которых, тот же пятый канал, называют себя независимыми, а на других есть наблюдательные советы и даже утвержденная редакционная политика) прокатилась волна телесюжетов, где вся мощь государственной пропаганды встала на защиту «простого парня», когда–то продавшего свою долю в рекламной фирме.
Что это вдруг за отеческая забота о рядовых гражданах? И как это считающие себя продвинутыми телеканалы выделяют на этот «рядовой, чисто хозяйственный спор», как они это называют, драгоценное эфирное время, потом переводят тексты сюжетов на кыргызский язык и повторяют? Ради того, чтобы вернуть «простому парню» его утерянное имущество? Кто он такой, чтобы из–за него заставлять суды принимать решения, противоречащие нескольким другим предыдущим судебным вердиктам?
И как это рука журналистов поднимается делать совершенно односторонний спецрепортаж на 25 минут, куда включаются синхроны только одного этого «простого парня», а все остальные мнения — выдержки из газет десятилетней давности, которые становятся главным юридическим аргументом в имущественном судебном споре. Никаким стандартам тележурналистики такой спецреп не подходит, но он в эфире, и размеренный закадровый голос вкрадчиво ввинчивает в мозги нужные подозрения.
Телеканалы показывают это наперебой, повторяя друг за другом одни и те же лексические и грамматические ошибки и забыв обо всех своих трениях и даже профессиональной конкуренции, а в репортаже даже не указаны выходные данные — кто автор текста, кто оператор или продюсер, когда это снято и за кем установлены авторские права. Да и какой уважающий себя журналист подпишется под такой грязью? Для «простого парня» — простой большевистский листок.
Так в советское время ТАСС отправлял во все газеты и на ЦТ свои сводки и ориентировки, и местные дикторы зачитывали это в эфире, а редакторы не имели права менять ни одной запятой. Легко можно вычислить, в какой подконтрольной «Белому дому» продакшн–студии это снято, кто с чувством зачитывает закадровый текст или графику и даже того, кто это будет защищать на наблюдательном совете, если тот решится возмутиться.
Власти все время хвастаются, что создают общественное телевидение, но ОТРК остается служанкой властей и готов вставлять в свою сетку вне очереди грязные пасквили, в которых не выдерживается ничего — ни объективность, ни сбалансированность, ни фактология. Причиной тому является то, что ОТРК подчиняется аппарату президента (и никому кроме) и всегда выдает в эфир только то, что выгодно этому аппарату. Даже правительство иногда жалуется.
И это еще одно доказательство, что нынешняя ситуация, связанная с «Вечерним Бишкеком», не просто хозяйственный спор, а политический вопрос, в котором аппарат пытается взять наиболее влиятельный русскоязычный медиаресурс под свой контроль, потому что перед выборами властям очень невыгодно, чтобы вне поля влияния оставалась газета, не зависящая от них ни политически, ни финансово и ни технически.
Как аппарат давит на суды и заставляет их принимать неправосудные решения, так он давит и на ОТРК, который давимым быть рад. Выполняя заказы аппарата президента, он негласно выторговывает себе индульгенцию невмешательства в вопросы контроля над неучтенной рекламой, когда менеджмент может класть в карманы миллионы, а при каждом удобном случае просить дополнительного финансирования. Дешевый и сердитый симбиоз.
В сюжете «простой парень» жалуется, что его, как учредителя, не допускают к финансовым документам, иначе бы он «размотал все схемы» и нашел, как в «Вечерке» «отмываются деньги», а автор многозначительно добавляет: «Несомненно то, что центр поддержки Кима и его совместного с Максимом бизнеса давно находится за пределами Кыргызстана» и что газета пытается «раскачать ситуацию в стране, ввергнуть мирную жизнь кыргызстанцев в хаос противостояния».
Извините, а куда тогда смотрят ГКНБ, ГСБЭП, ГУБЭП, финразведка и все другие службы, включая Счетную палату, которые должны следить и находить такие нарушения, как отмывание денег и вывод средств из страны? Почему ни одна из многочисленных финансовых, налоговых и других проверок, проведенных в «Вечерке» за последний год, ничего не нашла? Почему этот «простой парень» и авторы спецрепа сводят на нет деятельность всех спецслужб и фискальных органов? Почему советник президента Фарид Ниязов, курирующий СМИ, так дуболомно подставляет госмашину?
Да потому, что эта мутная и серая атмосфера нужна всем окопавшимся около власти, чтобы ими посаженные князьки, смотрящие за бизнесом или медиапространством, могли проворачивать свои дела, совсем с государственной политикой не стыкующиеся. Именно поэтому никак не завершится реформа в правоохранительных органах и судебной системе — самим надо решать многие вопросы незаконным способом или через неофициальные (чтобы не сказать криминальные) структуры.
И именно такая же ситуация складывается во всех других областях — и в образовании, и в здравоохранении. Невозможно очистить печень, если давно сгнили желудок и легкие, а тем более если сгнили мозги. Остается только повторить девиз советских диссидентов: «Выполняйте свои собственные законы!».