«Будьте внимательны, размещая информацию о себе на сайте Facebook», ‑ предупредил в сентябре прошлого года американский Президент Барак Обама американских учеников старших классов. «Независимо от того, что вы делаете, это отразится позже на вашей жизни».
Помня о важности забывания
Виктор Майер-Шёнбергер
Project Syndicate/Institute for Human Sciences, 2010.
СИНГАПУР. «Будьте внимательны, размещая информацию о себе на сайте Facebook», ‑ предупредил в сентябре прошлого года американский Президент Барак Обама американских учеников старших классов. «Независимо от того, что вы делаете, это отразится позже на вашей жизни».
Фактически, все мы сталкиваемся с трудностями на нашем жизненном пути, прежде чем выучим этот урок: цифровая информация почти никогда не исчезает, даже если мы этого хотим. Результат этого — постоянное присутствие прошлого в настоящем. Этот факт является одной из самых сложных проблем, с которой столкнется общество, поскольку компьютеры и Интернет становятся все большей частью нашей повседневной жизни.
В течение многих тысячелетий сохранение информации было дорогостоящим и отнимающим много времени, а забывание было естественным для человека. В цифровой век верно противоположное: дешевые компьютерные хранилища информации, мощные процессоры и повсеместный доступ в Интернет сделали запоминание нормой.
Мы имеем тенденцию хранить наши черновики, годы переписки по электронной почте и тысячи ужасных цифровых снимков на наших жестких дисках не потому, что мы решили, что они стоят того, чтобы хранить их в памяти, а потому, что их хранение теперь является «действием по умолчанию» в нашей жизни. В отличие от этого, решение об удалении является дорогостоящим. Фактически требуется намного большего времени и усилий, чтобы избавиться от данных, чем сохранить их. Таким образом, мы нажимаем, «сохранить» просто на всякий случай.
Но стоит помнить, что есть много ценного в забывании. Оно позволяет нам не зацикливаться на деталях, а обобщать все, видеть лес, а не только деревья.
Поскольку некоторая информация со временем теряет актуальность, мир становится более постижимым, потому что мы можем сосредоточиться на том, что важно. Забывание также позволяет нам прощать других. Исчезающие воспоминания об опыте прошлого позволяют расцветать новым воспоминаниям, так же как и перегнивающие листья предполагают появление новых. Забывание, таким образом, предоставляет нам второй шанс, как индивидуально, так и обществу, подняться над нашими прошлыми ошибками и проступками, чтобы принять тот факт, что люди меняются с течением времени.
Но с появлением цифровой памяти этот естественный процесс прекращается. Вместо этого прошлое всегда присутствует и может быть вызвано несколькими нажатиями на клавиатуру или мобильный телефон.
Действительно, мы все более и более сталкиваемся с устаревшей информацией, оторванной от контекста, от анахронических новостей до эмоциональных электронных писем и компрометирующих снимков, о которых мы давно забыли. Например, все больше работодателей исследуют прошлое кандидатов на работу через Google и веб-сайты социальных сетей. Имеется много случаев, когда человеку отказывали в работе или повышении по службе из-за информации, найденной о нем в Интернете. Но это — отражение прошлого человека; оно редко дает точную информацию о нем в настоящем времени.
Предостережение Обамы напоминает нам о том, что надо быть более разборчивыми относительно информации, которой мы обмениваемся в Интернете. Его совет по существу означает практиковать форму цифрового воздержания. Это ‑ понятный, прагматичный совет — но не обязательно хороший.
Мы можем извлекать пользу, как индивидуальную, так и как общественную, от того, чтобы делиться информацией друг с другом. Слишком большая самоцензура того, что мы делаем он-лайн, лишила бы нас многих выгод Интернета.
Лучший подход — это гарантировать, что цифровая информация, например, хранящиеся не в сети варианты информации прошлого года, могли бы исчезать с течением времени. Для начала, мы могли бы дать цифровым файлам «сроки годности», с тем чтобы наши цифровые системы удалили файл, когда наступит дата истечения срока хранения.
Во-вторых, мы могли бы выбрать возможность подвергать нашу информацию некоторой цифровой «коррозии» таким образом, чтобы она медленно разрушалась со временем (и если бы мы предполагали, что когда-либо нам захочется восстановить ее, то для этого нам приходилось бы делать превентивные шаги). В-третьих, мы могли бы отделять прошлую информацию таким образом, чтобы нам требовалось специальное усилие или дополнительное время, чтобы восстановить ее, уменьшая, таким образом, возможность случайно наткнуться на нее.
Чем больше мы на всех парах устремляемся в будущее, тем больше мы объединяем данные и информационный мусор прошлого и помещаем их безвозвратно в настоящее. К тому же, это показывает, что мы должны изменить не только способы хранения и извлечения информация, но и то, что мы думаем об этой информации. Мы несем такую же ответственность, как и компьютер.
Виктор Майер-Шёнбергер — директор Центра исследований информации и информационной политики в Национальном университете Сингапура и автор книги «Удалить: достоинство забывания в цифровой век».
—