9 марта 2017 года Жогорку Кенеш во втором чтении будет рассматривать законопроект «О внесении изменений в Закон КР «О средствах массовой информации», где одним из замечаний от депутатов поступило предложение о признании интернет-изданий в сети Интернет средствами массовой информации.
Напомним, в ходе парламентских слушаний 20 декабря были представлены изменения в редакцию проекта закона, принятого в первом чтении, согласно которым ограничения будут касаться только иностранного участия в капитале телеканалов (до 35% иностранного участия в капитале). А 30 января состоялось заседание Комитета ЖК по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, на котором было внесено предложение депутата фракции «Республика — Ата Журт» Турускулова Ж. о признании интернет-изданий в сети Интернет средствами массовой информации. Депутат Турускулов Ж. предлагает ввести в законопроект понятие «интернет-издание — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети интернет». Тогда на заседании Комитета ЖК было принято решение о снятии предложения Ж.Турускулова из проекта закона в виду несоответствия общей концепции предлагаемых изменений.
Тем не менее, как стало известно ИМП, несмотря на решение Комитета, 9 марта предложение Ж.Турускулова будет вновь поставлено на голосование. Следует отметить, что Закон КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» предусматривает возможность отдельного голосования по каждому пункту предлагаемых поправок к законопроекту, если рекомендация ответственного комитета не принимается на заседании парламента (статья 57).
В Жогорку Кенеше не в первый раз предлагают внести поправки, которыми хотят отнести сайты к средствам массовой информации, по причине того, что действующим Законом КР «О средствах массовой информации» данная сфера, по их мнению, не регулируется, и соответственно, распространители недостоверной информации в сети Интернет не несут никакой правовой ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного суда КР №4 от 13.02.2015г. «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации», под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию следует понимать опубликование информации в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кино-хроникальных программах и других средствах массовой информации, доведение до всеобщего сведения в сети Internet (Интернет), а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи; размещение в общественных местах плакатов, других произведений, распространение листовок, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Таким образом, в силу действующего гражданского законодательства отсутствие статуса средства массовой информации само по себе не исключает возможности наступления ответственности лица, распространившего сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию другого лица согласно ст.18 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.
При всем при этом судебная практика показывает, что пользователи сети Интернет привлекаются к ответственности за нарушения требований законодательства. Опыт ОФ «Институт Медиа Полиси», представляющей интересы журналистов, показывает, что гражданские иски подаются и иногда удовлетворяются в отношении таких информационных агентств, как АКИpress, 24.kg, Knews и др. Интересен последний пример – в отношении гражданина Мавляна Аскарбекова. Он опубликовал в социальной сети Facebook пост, касающийся депутата парламента Дастана Бекешева, и не смог в суде доказать достоверность указанных сведений. В результате суд постановил опубликовать соответствующее опровержение на страничке М.Аскарбекова в Facebook.
Проблема включения интернет-изданий в перечень СМИ заключается в том, что традиционные СМИ предполагают наличие ряда признаков: территория распространения продукции, предполагаемая периодичность выпуска, максимальный объем. Однако многие интернет-сайты могут не отвечать признаку периодичности, поскольку не все сайты в сети ставят своей целью регулярно обновлять информацию через приблизительно равные промежутки времени. При этом нерегулярное обновление информации не может быть основанием для ограничения прав присущим традиционным СМИ: право на аккредитацию, доступ к информации и т.д. Так же в сети Интернет бессмысленно говорить о территории охвата. Не может быть в Сети и такого понятия как тираж. Следовательно, исходя из существующих критериев действующей нормативно-правовой базы, сайты не могут признаваться в качестве СМИ.