Это сейчас Жылдыз Жумабекова возглавляет телеканал «Ала-Тоо 24», а начинала она с чтения закадровых текстов в выпусках новостей. С ней и побеседовала корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.
Никогда не забуду одну девушку, с которой меня однажды свела судьба. Звали ее Мээрим, точнее, Мэри. Она бредила идеей стать знаменитой. «Нет, я понимаю, что пишу отвратительно, зато говорить умею! Уверена, мне будет очень комфортно работать на телеканале», — щебетала Мэри, запивая свою речь кофейком. Наверное, директор новостного канала «Ала-Тоо 24» Жылдыз Жумабекова никогда бы не взяла ее на работу. Она точно знает: труд тележурналиста — это пот, кровь и даже иногда опасность для жизни. — Есть такое устойчивое мнение, что на голубые экраны попадают по знакомству или благодаря родственным связям…
— Ну, если человек родился в семье генерального директора телеканала, он что, не может быть первоклассным журналистом? Тут все зависит от его собственного профессионализма. Кыргызстан — маленькая страна: каждый второй здесь либо твой земляк, либо родственник. Когда я устраивалась на работу, среди руководителей канала тоже были мои дальние родственники. Но я к ним за помощью не обратилась — постеснялась.
— Как вообще продвигалась ваша карьера? — Сначала я устроилась читать закадровый текст в новостях, потом стала диктором. Когда руководство телеканала сменилось и было решено нанять вместо девушек парней-дикторов, меня взяли корреспондентом. Думаю, будущий руководитель должен пройти все этапы становления в своей профессии. Я прошла все ипостаси телевизионной журналистики.
В нашей работе никогда не бывает одного правильного решения. Как вы реагируете, если кто-то из подчиненных спорит с вами по поводу сюжета?
— Это же лучше, чем работать без интереса, верно? В конце концов, важно, что у человека есть свое мнение, а к консенсусу всегда можно прийти. — Если сотрудник предложит снять сюжет на какую-нибудь тему, за который ему могут потом голову в подворотне проломить, вы дадите добро на репортаж? — Выбирая профессию журналиста, человек прекрасно понимает, что она сопряжена с риском. В любом случае работать нужно. С другой стороны, руководитель несет ответственность за подчиненного и не имеет права им рисковать.
Помните, в 2013 году были волнения в селе Саруу? Тогда митингующие требовали национализации Кумтора, отключали на руднике электроэнергию. Организаторы акции категорично заявили: если поблизости появится хоть один корреспондент КТРК, ему не поздоровится! Генеральный директор тогда вышел к нам и сказал: «Если кто-то может снять митинг — пусть едет». Сначала хотели отправить парней, но по стечению обстоятельств никто не смог поехать. Они не струсили, там действительно были серьезные причины…
Я вызвалась сделать репортаж. В село мы приехали без логотипа телеканала, но меня все равно узнали. Я объяснила людям, что хочу отразить их точку зрения, и меня не тронули. Девушек у нас вообще не бьют. — А как же случай четырехлетней давности? Помните, когда во время съемок сюжета о том, как жильцы дорогих особняков игнорируют счета за электричество, мужчина напал на двух журналисток КТРК? — Помню, это действительно был очень резонансный случай. Но чаще все-таки страдают парни, особенно операторы. Нападающие целятся в камеры, а операторы закрывают их собой, чтобы дорогое оборудование не пострадало.
— Естественно! Такие камеры стоят 5-7 тысяч долларов!.. А как вы в принципе относитесь к критике?
— Я люблю обоснованную критику, и зрители имеют полное право говорить обо всем, что им не нравится. Еще никогда мост между зрителем и журналистом не был таким коротким. С другой стороны, мы не можем выполнять требования каждого. Например, часто жалуются, что у нас на канале много официальных новостей, но мы ведь не можем выдавать сплошь жареные факты! Людям важно знать, что делает президент, какие планы у правительства. Телезрителям очень сложно угодить. — Легко ли вы находите новых специалистов? В конце концов, у нас много университетов, и почти в каждом обучают журналистов.
— Найти человека с дипломом — не проблема, сложно найти профессионала. Такой кадровый голод не только в нашей стране — аналогичная ситуация в Казахстане и даже в России. А у нас и вовсе маленькая республика, все журналисты на виду. Сейчас в СМИ идет борьба за корреспондентов: переманивают у нас, переманиваем мы… К сожалению, стимулом выступают главным образом деньги.
— Каким будет телевидение в Кыргызстане лет эдак через пять? — Думаю, телеканалы будут располагать значительными средствами для своего развития. Надеюсь, что недостатка в новых технологиях мы не испытаем. Не хочу говорить про зарплаты, чтобы не убить романтику профессии. Вообще-то в журналистике задерживаются только те, кто действительно любит свою специальность. Деньги тут становятся чем-то второстепенным.