Нарын Айып: Послушаешь наших чиновников или почитаешь новости и сообщения пресс-служб разных ведомств и администраций – просто глаз не нарадуется: все, что делает власть – самое правильное, что только может быть, их хлебом не корми, только дай заботиться о народе, которому с каждым днем жить становится лучше, жить становится веселее. Впервые в истории кыргызского народа началась настоящая справедливая эпоха, выборы проводятся честно, так что: «Правильной дорогой идете, товарищи!»
Но вот начали реформу Вооруженных сил под бдительным оком самого высокого начальства, со всех трибун нас заверяли в том, что все идет полным ходом, недостатки системы устраняются, наводится порядок, так необходимый для военной сферы… Создали как панацею от всего Генштаб, который выше Минобороны, а потом оказалось, что в самом центре этой идиллии действуют хорошо налаженные коррупционные схемы, приводимые в движение самыми высокими командирами.
Громко начали три с половиной года назад беспощадную борьбу с коррупцией, создали всякого рода экспертные советы и группы, на заседаниях которых громко сыпались обвинения и обещания… Составили перечни коррупционных схем, выявленных в различных отраслях и компаниях, торжественно их обнародовали, но потом поручили демонтировать их самим же коррупционерам – руководителям именно тех ведомств, где они были выявлены.
Администрацию президента преобразовали в аппарат, управления делами президента и правительства объединили, все, что можно, оптимизировали, даже обвиняли конкурентов – управделами и аппарат Жогорку Кенеша – за то, что они медленно самореформируются. И чем все кончилось? Оказалось, что глава аппарата президента элементарно берет взятки и является кукловодом Верховного суда. И еще не факт, что он будет наказан.
Все члены правительства вплоть до премьера, спикера и президента, все депутаты и лидеры фракций взахлеб несколько лет хвалили Таможенный союз и ЕАЭС, заявляя, что если Кыргызстан туда вступит, для него откроется рынок в 170 млн человек. Какая благодать! А то мы не знали, куда наши товары девать, ведь у нас перепроизводство. Несколько раз объявляли дату вступления, как будто на другой день начнется коммунизм, и что мы сейчас имеем? Снова новости будущего.
Взахлеб хвастаем тем, что Кыргызстан 28 октября стал членом Совета ООН по правам человека на 2016-2018 годы, даже стали сами себя называть страной, где «права человека являются наивысшей ценностью». Претендовало 21 государство, избрали 17 из них – Бурунди, Венесуэлу, Германию, Грузию, Кению, Кыргызстан, Кот-Д’Ивуар, Монголию, ОАЭ, Панаму, Южную Корею, Словению, Того, Филиппины, Швейцарию, Эквадор и Эфиопию.
Кого мы обошли? Конкурс «одно и две десятых государства на одно место» не прошли три страны – Багамы, Лаос и Пакистан. В Совет, созданный в 2006 году, входят 47 государств, наибольшее в нем представительство отведено странам Азии и Африки – по 13 мест, от Латинской Америки избирается 8 стран, от Западной Европы – 7 и от Восточной Европы – 6 государств. Избранные страны не могут оставаться членами Совета более двух сроков подряд.
Конечно, в любом случае это хорошо, можно гордиться, но давайте теперь используем эту возможность для улучшения ситуации с правами человека и свободой слова, составим программы, будем перенимать опыт, делать презентации на этом Совете, чтобы другие государства поправляли нас, вносили свои предложения и делали замечания. Но все это преподносится как вечное признание заслуг, а в это время собственных правозащитников мы уже замордовали как пособников и агентов Запада.
Что вообще происходит? Почему каждое небольшое достижение мы превозносим до небес, а если кто-то заикнется про недостатки, тот сразу становится врагом народа, достойным лишь презрения, «отрабатывающим гранты и подачки, чтобы расколоть страну»? Где хваленая мудрость и толерантность лучшего из всех народов на планете, гордого и непреклонного, живущего среди лучшей природы на Земле?
Мы снова впадаем в виртуальный мир, где все желаемое выдается за действительное. Все это было бы еще понятно, если бы власти пытались, как всегда, вводить общественность в заблуждение, но само общество и его институты вскрывали негативные факты, обнародовали неприглядные явления, заставляя власти шевелиться и исправлять обнаруженные нарушения. Для этого и создаются разного рода организации, которые хвастают тем, что мониторят ситуацию.
Но эти независимые мониторщики ничего предосудительного не находят, а если и находят, то очень отдельные факты, которые общую картину не портят. Даже если они никаким образом – ни финансово, ни организационно и ни технически – от этой власти, казалось бы, не зависят, но оказывается, что им тоже жить хочется, чтобы их приглашали на тусовки с властью или поездки и выдавали к очередным праздникам очередные грамоты.
Очень, знаете, удобно – получать гранты от международных организаций на мониторинг ситуации для ее якобы исправления, жить на эти гранты в Бишкеке как на Западе, ни в чем не нуждаясь, отправлять спонсорам и кураторам отчеты о своей бурной деятельности, чтобы продлевать контракты и получать новые гранты, и в то же время оставаться на хорошем счету у местной власти и ее чиновников, за деятельностью которых они должны следить.
Понятно, когда скрывают факты зависимые от власти организации или СМИ – их просто перестанут финансировать или уволят их руководителей. Но чем занимаются те, например, радиостанции, кто по букве и духу своей деятельности должны нести свет и истину обществу и имеют гораздо более широкие возможности? Они уже больше вещают об истории, культуре, спорте, этнографии, премьерах и даже там умудряются обходить проблемы.
Мало того, что никто не хочет на свою голову лишних проблем, так мы еще сами стремимся в петлю зависимости, сокращая дистанцию с властью, налаживая с нею отношения и зарабатывая ее благосклонность просто для продолжения своей обычной деятельности. Потому что давно и добровольно потеряли свою техническую независимость, пытаясь получить эфир на госканале или размонтировав свои передатчики, чтобы дешевле вещать на арендованных местных частотах.
Власть отнимает через подконтрольные суды независимые средства массовой информации, откровенно покупает тех, кто не очень сопротивляется, осуждает по отдельности журналистов и общественных деятелей, кто пошел против шерсти, запугивая тем самым тех, кто смотрит на это со стороны. Идет планомерное сужение сферы гласности, но все вокруг превратились в милых ручных домашних обитателей, которые из этого теплого дома никуда выходить уже не хотят, так что новости превращаются в объявления.
Некоторые маленькие газеты и сайты поднимают иногда проблемы гораздо острее, чем те, кто имеет тираж и аудиторию, но кто на них обращает внимание? Те же, кто уже пришелся ко двору, смотрят на них свысока как на выскочек и не прочь поучить их мастерству устраиваться в жизни, соблюдая установленные сверху правила. В результате все СМИ превращаются в беззубое поле развлечений, на фоне которого можно поднимать и развивать любые темы, только не трогать власть и ее интересы.
Если поговорить, каждый отдельно взятый человек все понимает правильно, но где-то на процентов десять все-таки согласен с правительственной пропагандой. Однако эти 10 процентов от каждого складываются во многие тысячи вместе и получается достаточно внушительная дружная такая компания. Они друг друга хорошо понимают, один на один с народом не оставляют и горой стоят за свою систему. Вот они нами и правят.
http://zanoza.kg/doc/327619_kto_nami_pravit:_jit_stanovitsia_lychshe_i_veselee.html