Основатель сайта kloop.kg Бектур Искендер стал одним из участников ежегодного Международного Форума-2000 в Праге. В интервью в пражской студии «Азаттык» он рассказал о своих планах и мечте – открыть сеть необычных школ в Кыргызстане.
«Азаттык»: Бектур, расскажите о планах развития вашего медиа-ресурса, в каком направлении планируете двигаться дальше, какую нишу хотите занимать в СМИ-пространстве?
Бектур Искендер: Я на самом деле немного отошел от работы в kloop.kg. С моим другом запускаю проект, который больше связан с прямым эфиром, интересными экспериментами по удаленной работе с журналистами в разных точках мира. Поэтому в ближайшее время, наверное, я буду сконцентрирован на этих экспериментах. Надеюсь, у нас получится на глобальном уровне объединить СМИ, чтобы они работали в режиме реального времени и помогали друг другу заполнять контенты.
В kloop.kg всю исполнительную власть мы отдали на откуп следующему поколению. Я ушел с поста главного редактора, который сейчас занимает Эльдияр Арыкбаев. Ему 22 года, мне было столько же, когда мы основали kloop.kg. Мне хочется, чтобы в «Клоопе» сохранился дух постподросткового бунтарства, а то я чувствую, что скоро зарасту мхом, постарею, буду против новых форматов и буду ворчать о том, какой был раньше хороший Интернет…
«Азаттык»: Не очень понятна идея о связи СМИ на глобальном уровне…
Бектур Искедер: Мы с Ринатом Тухватшиным хотим придумать сервис, который поможет одному СМИ нанять съемочную группу в другой точке мира и управлять работой оператора в режиме реального времени. То есть получать картинку с камеры на свой компьютер и просить оператора повернуть камеру, снять это или то. Сейчас технически это делать намного легче. Мы съели собаку на прямых эфирах, поэтому прекрасно представляем, как это организовывать.
В данное время ведется работа по тому, чтобы собрать в сеть как можно больше СМИ во всем мире, которые имеют возможность выхода в прямой эфир. Чтобы они могли потом продавать услуги, услуги не просто съемки, а услуги по контролируемой съемке в режиме реального времени. Мы будем посредниками – техническими ассистентами, которые будут связывать СМИ друг с другом через наш сервис, чтобы все проходило максимально гладко.
«Азаттык»: Мы видим много примеров в США, Европе, когда такие же молодые ребята, отлично разбирающиеся в компьютерных технологиях, имеющие оригинальные инновационные идеи, быстро становятся супербогатыми. У вас есть цель разбогатеть?
Бектур Искендер: Конечно, я хотел бы стать богатым. В первую очередь потому, что это даст мне возможность не то чтобы свободы, ведь это такой сложный философский вопрос… На ментальном уровне я стремлюсь к свободе без помощи денег, если говорить о том, что я меньше думаю о том, что обо мне думают другие. Я думаю, такой свободы человек может достичь, не имея материального достатка.
Мне лично деньги нужны в первую очередь для того, чтобы свободно перемещаться по миру, вкладывать в образование моего ребенка, жить, не думая о каких-то повседневных вещах, которые могут отвлекать от воплощения идей. Это главное, для чего мне нужны деньги.
И еще я хочу разбогатеть, чтобы вложить деньги в какие-то вещи, которые сделали бы мою страну лучше. Я мечтаю развивать образование в Кыргызстане. Мне хочется пошагово вкладываться в образование, начиная с вещей, которые кажутся элементарными — изучение английского в регионах, далее отправлять больше детей в путешествия в школьном возрасте в разные интересные страны. Мне кажется, путешествия дают больше знаний, чем многие высшие учебные заведения.
Постепенно я мечтаю создать сеть школ в Кыргызстане, в которых обучение строилось бы на уважении к увлечениям ребенка. Мне кажется, этого не хватает школьной системе. Это частично то, с чем мы экспериментировали в «Клоопе», где мы собираем детей, которые действительно увлечены журналистикой, и мы видим, как это помогает им развиваться. Поэтому дети, которые ходят в «Клооп», может быть, во многих вещах не разбираются, но изучая журналистику, начинают разбираться в истории, параллельно начинают изучать языки, потому что это просто необходимость для их увлечения. И со временем мне хотелось бы создать такие школы, в которых гораздо больше внимания уделялось бы не дисциплине, как любят говорить некоторые люди в нашей стране, а поиску того, чем увлекается сам ребенок, максимальному поощрению и развитию отсутствия страха перед воплощением своих мечтаний.