Поправки в закон «О госзакупках», а именно исключение конкурентных тендерных процедур, приведет к подрыву беспристрастности системы закупок и существенному повышению коррупционных рисков. К такому выводу пришел Международный валютный фонд по итогам миссии в Кыргызстан.
По данным фонда, поправки повлекут за собой нецелевое использование госсредств, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата, а также «могут поставить под угрозу доступ к столь необходимому льготному внешнему финансированию».
Фонд считает, что кыргызским властям следует публиковать полные тексты договоров о госзакупках, а также информацию о личностях бенефициарных владельцев.
В апреле 2022 года Садыр Жапаров в интервью Кабар сообщил, что подписал закон об устранении тендерной системы. Тогда президент говорил, что документ вступит в силу через месяц.
Лишь в октябре на сайте администрации президента опубликовали проект закона «О внесении изменений в Закон «О государственных закупках».
В документе говорилось, что основная цель проекта – совершенствование и оптимизация осуществления государственных закупок, а также исключение коррупционных проявлений при госзакупках.
Что убирают из закона?
Методы госзакупок
В законопроекте предлагается убрать два метода закупок — неограниченный и ограниченный.
Это означает, что госзакупки будут проводить только методами «запрос котировок» и «из одного источника», то есть, по сути это будут прямые закупки, без конкурсов. Такие операции были возможны в 2020 году, когда Кыргызстан находился в режиме чрезвычайной ситуации из-за пандемии COVID-19.
Анализ госконтрактов Евросоюза показал, что прямые контракты приводят к завышению цен на товары и услуги. К примеру, маски, закупали в 10 раз дороже рыночной цены.
Комиссии по гозсакупкам
Кроме того, в новой редакции закона предлагают убрать комиссии, которые проводили оценку предложений, определяли победителя или могли при выявлении нарушений признать закупку несостоявшейся.
Согласно действующему закону, комиссия должна состоять из не менее трех человек, один из которых должен быть сертифицированным специалистом в сфере государственных закупок. Также в комиссию могут входить руководители закупающей организации, представители общественности и привлеченные эксперты.
Именно комиссии занимались рассмотрением тендерных заявок от компаний. В их полномочия входил отбор подходящего поставщика — они могли отказать поставщику, если у того были проблемы с документами, высокая цена или некачественные образцы.
Всего в предлагаемой редакции закона фраза «признан утратившим силу» встречается 18 раз. Это коснулось и пункта — требования к документальным доказательствам, которые должны быть представлены поставщиком для подтверждения своих квалификационных данных.
Тендерная система исчезнет
Юрист компании «Прецедент» Эдиль Эралиев считает, что предлагаемые поправки в закон не усовершенствуют госзакупки, а полностью устранят действующую тендерную систему.
«Тендерная система, на мой взгляд, исчезнет. Она была нужна для конкуренции, экономии, возможности покупать качественные товары. Если этого не будет, то как раз таки будет система закупок в кулуарах. Вся картина, которая была в 2020 году во время пандемии. А здесь представьте, что все всегда так будет закупаться», – говорил Эралиев в интервью журналистам «Клоопа».
Эксперт по вопросам государственных финансов и бюджетного планирования Бакыт Сатыбеков также говорил о ликвидации тендерной системы.
«Все ведет к полной ликвидации конкурентных торгов, потому что метод запроса котировок значит: “кому хотим, тому и отправим запрос, те дадут цену, а мы потому купим у кого посчитаем нужным”. Когда ликвидируют конкуренцию, это значит, что будут покупать дорогое и некачественное», — считает он.
По его словам, упразднение тендерных комиссий приведет к тому, что «полностью пропадет общественный контроль».
Ранее «Клооп» писал о том, как госзакупки Кыргызстана уходят в тень и том, как новый закон о госзакупках позволяет скрыть часть закупок не только от граждан, но и от потенциальных участников – бизнесменов.
В 2021 году Садыр Жапаров подписал поправки в закон «О госзакупках», который позволяют держать в тайне закупки, которые госорганы решат сделать «конфиденциальными».
Открытые данные о госзакупках позволяли журналистам и общественности выявлять случаи, когда в тендерах выигрывали аффилированные с властями компании.