Голос 26-летнего журналиста Алишера Саипова был жестоко заглушен 24 октября 2007 года, когда при помощи пистолета Макарова неизвестный убийца произвел три смертельных выстрела в журналиста в его родном городе Ош, на юге Кыргызстана.
Узбек по национальности, Саипов был непримиримым и открытым критиком авторитарного узбекского президента Ислама Каримова. Будучи основателем и редактором независимой газеты Сиёсат, которая освещала социальные и политические проблемы Центральной Азии, Саипов осуждал репрессивную политику Ислама Каримова и говорил о повсеместном нарушении прав человека в Узбекистане. В связи с отсутствием независимой прессы в этой стране, газета Саипова быстро набрала популярность в соседних с Кыргызстаном областях, ― ее тайно провозили узбекские бизнесмены по возвращению из поездок в Ош. Кроме Сиёсат, материалы молодого и талантливого журналиста публиковались в международных агентствах, таких как Голос Америки, Радио Свобода, Институт по Освещению Войны и Мира, и новостных вебсайтах Фергана и Узньюс.
Кыргызские власти отреагировали на громкое убийство пылкими обещаниями привлечь убийц журналиста к правосудию. Обещания посыпались с самых верхов—представители администрации Президента Бакиева, Министр Внутренних Дел Молдомуса Конгантиев, Посол Кыргызстана в США Замира Сыдыкова были одними из тех, кто заверял семью и коллег журналиста, что убийцы будут найдены. На встрече с делегацией КЗЖ через несколько дней после убийства Алишера, Замира Сыдыкова лично поручилась в «полнейшей приверженности» кыргызских властей сделать всё что необходимо для успешного раскрытия преступления.
Однако в настоящий момент данные обещания так и остались висеть в воздухе в виду отсутствия единственного главного элемента ― политической воли к раскрытию преступления. До сих пор кыргызские следователи так и не сказали Авазу Саипову, кто убил его сына, а коллегам беспощадно убитого журналиста остается только гадать о мотиве преступления. Более того, кыргызские власти не считают необходимым регулярно сообщать Саиповым о ходе расследования ― родные журналиста вынуждены сами обращаться к следователям за информацией по делу.
В этом году кыргызская милиция отправляла дело на полку как минимум два раза, каждый раз делая это после того, как высокопоставленные офицеры МВД в очередной раз обещали закончить расследование. И каждый раз для возобновления следствия требовался протест международных организаций, включая КЗЖ. Противоречивое поведение кыргызских властей ― в частности громкие обещания обеспечения правосудия сопровождаемые тайным приостановлением следствия ― побудили раздраженного Аваза Саипова в мае этого года написать открытое письмо президенту Бакиеву. Резко осудивший действия властей в своем послании президенту, отец журналиста до сих пор он не получил никакого ответа. Более того, по словам Аваза Саипова с середины этого года его семья не получала никакой информации о ходе расследования и Саиповы не знают кто им занимается.
Саиповы не одни кто не владеет информацией о ходе расследования. Кыргызские власти также отказались отвечать на письменные запросы о текущей информации по расследованию убийства журналиста, которые КЗЖ неоднократно отправлял им. Последняя сентябрьская попытка КЗЖ послать запрос по факсу в МВД Кыргызстана оказалась также неудачной ― автоответчик телефонной службы Бишкека сообщил, что сообщение не проходит в виду того, что ведомство не оплатило свой счет за телефон.
То, что дело было несколько раз отправлено пылиться на полке после кажущегося на первый взгляд хорошего старта не может не озадачивать. Десять месяцев назад, один из высокопоставленных офицеров МВД публично заявил, что следователи нашли гильзы и вышли на след орудия убийства, и показал фотографии двух мужчин подозреваемых в убийстве журналиста. У следователей был также свидетель убийства ― коллега Саипова Икбол Мирсаитов.
Однако, никакая из имеющихся улик не привела к успешному расследованию: хотя следователи вышли на след пистолета, он так и не был найден; фотография подозреваемых в убийстве так и не появились в списке разыскиваемых лиц на сайте МВД; также ничего не известно о Икболе Мирсаитове. Более того, источники сообщили КЗЖ что после того как Мирсаитов был задержан для дачи показаний, политолог пропал из поля зрения общественности и перестал отвечать на телефонные звонки. В настоящее время местонахождение Мирсаитова неизвестно, а следователи ничего не говорят о результатах его допроса.
Как единственный непосредственный свидетель преступления, Мирсаитов мог бы помочь в идентификации убийцы и подтолкнуть расследование в правильное направление. Несмотря на это, власти публично заявляют об отсутствии версий в расследовании дела. В феврале, пресс-секретарь МВД Кыргызстана Олжобай Казабаев сказал местным журналистам, что расследование было приостановлено «потому что двое подозреваемых не были пойманы» и следователи не нашли новых улик. В том же месяце представитель администрации Президента сказал КЗЖ, что неспособность следователей идентифицировать двоих возможных преступников побудила их приостановить следственные действия.
Расследование убийства Алишера Саипова, по своей сути является показателем того насколько пришедший к власти в 2005 году президент Бакиев привержен внедрению обещанных когда-то демократических реформ и установлению верховенства закона. Грязное пятно безнаказанности убийц журналиста ставит под сомнение данные обязательства и подрывает веру кыргызского общества в способность правительства защитить своих граждан. Чтобы вернуть потерянное доверие кыргызские власти должны направить все силы на проведение прозрачного и эффективного расследования убийства Саипова. Они задолжали это Авазу Саипову и всем нам, кто помнит Алишера и его храбрую работу в журналистике.
Музафар Сулейменов, исследователь программы Европы и Центральной Азии Комитета по защите журналистов
(Muzaffar Suleymanov, Research Associate, Europe and Central Asia, Committee to Protect Journalists)
Источник: http://tazar.kg/news.php?i=9419