Сегодня, 15 ноября, проходит обсуждение законов «О СМИ» и «Об НПО» в рамках круглого стола «Свобода слова и свобода выражения мнения: законодательные инициативы».
Выступил и Мурат Укушев — начальник правового обеспечения администрации президента КР, который, по сути, был автором нового Закона «О СМИ», раскритикованного массмедиа и гражданским обществом.
Укушев напомнил, что этот проект был вывешен для общественного обсуждения. Он назвал поступившие предложения «огульной критикой».
«Уважаемый торага объяснил, почему в 2022 году решили менять закон. Пришло новое поколение. Я старше многих. Еще говорят, что мы просто взяли у других. Но мы вышли из советской системы права, где Верховным Советом СССР принимались основы законодательства, это продолжалось вплоть до 1991 года. Межпарламентская ассамблея СНГ принимает модельные законы, в том числе которые регулируют отношения в СМИ.
Все 15 союзных республик переписывали законодательство, но это не означает, что они направлены на унификацию. Мы берем модельные законы, мы понимаем, что там сосредоточен высокий уровень развития юридической науки», — попытался объяснить автор кыргызского нового Закона «О СМИ» идентичность с российским законом.
Укушев отметил, что он каждый день изучает критические замечания.
«Я имел честь и застал старых журналистов, которые делали анализ. То, что сейчас публикуется… Речь идет о защите нацбезопасности. Вы знаете, что случилось в Сирии, Ираке. Государство имеет право обеспечить свою информационную безопасность», — высказался юрист.
Что касается критики в адрес расплывчатых формулировок, то пишите конкретные предложения, а не используйте оголтелую и ничем не обоснованную критику. Мы отработаем и еще раз можем вывесить для общественности.
Жылдыз Азыкова, автор анализа Закона «О СМИ», юрист правовой клиники «Адилет», попыталась выяснить значение некоторых формулировок законопроекта.
«Что за отдельные технические приемы?» — обратилась она к Укушеву.
«Здесь все правильно написано, не нравится, давайте уберем и предлагайте свое. Что это за способы скрытых вставок и иных вставок», — только и смог ответить Укушев.
«О чем конкретно идет речь? Мы месяц пытаемся понять и не можем», — поддержали Азыкову другие юристы.
В ответ Укушев заявил, что он хочет привести пример из истории.
«Я надеюсь, что все знают, кто такой Йозеф Геббельс — министр пропаганды. Он писал, что пропаганда должна больше действовать на чувства, чем на разум. Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят. У нас цель не допустить такого», — высказался Укушев.
Я тоже пишу, мы обогнали давным-давно и ЕС, и США в свободе слова. Там закрывают российские СМИ, а мы никого не закрываем. В общем, мы все учитываем.
В итоге он согласился, что надо учитывать предложения.
Медиаюрист Семетей Аманбеков заявил, что журналисты Кыргызстана не последователи Геббельса, а всего лишь борются за свободу слова и право говорить об этом.
«Даже представители международных институтов признали, что во время военного конфликта журналисты первыми стали разоблачать фейки, во время пандемии они развенчивали все мифы. Именно журналисты боролись с угрозой нацбезопасности», — заключил он.