Премьер-министр Алмазбек Атамбаев чаще остальных кандидатов в президенты упоминается в газетах Кыргызстана с начала предвыборной агитации — такие данные приводит в своём исследовании Институт медиа-полиси.
За первую неделю агитации, которая стартовала 26 сентября, Атамбаеву было посвящено 52 статьи в более чем двух десятках крупнейших газетах Кыргызстана, которые учитывались в исследовании Института медиа-полиси (ИМП).
Занявший второе место по степени внимания печатных изданий Адахан Мадумаров отстаёт от Атамбаева на более чем два десятка статей — бывшему секретарю совбеза и спикеру парламента посвящена 31 статья.
Тройку лидеров замыкает один из лидеров партии «Ата-Журт» и депутат парламента Камчыбек Ташиев, который упоминался в 21 статье.
При этом о премьер-министре газеты пишут в целом «положительные» материалы, как следует из исследования ИМП.
Из 52 статей про Атамбаева, в 29 его хвалят, в 18 — пишут в нейтральном тоне, и только в 5 статьях премьера критикуют.
В отчёте ИМП не говорится, за что именно критикуют премьера.
Про Мадумарова и Ташиева, наоборот, больше «негативных» материалов, причём в случае с Ташиевым они составляют большинство.
Кроме тройки лидеров, более десятка статей в газетах посвящены только бывшему генпрокурору Кубатбеку Байболову — 13 материалов.
Остальные кандидаты в президенты гораздо реже фигурируют в прессе.
Косвенная агитация
Всего за первую неделю агитации в исследуемых газетах вышло 50 «положительных» статей о кандидатах, но только 24 из них были помечены как оплаченные из избирательного фонда соответствующего кандидата, сообщает ИМП.
В ряде газет имеются признаки косвенной агитации — чаще всего в пользу Атамбаева — также не указанной как оплаченной из избирфонда.
Самый распространённый способ косвенной агитации, по данным ИМП — это публикации интервью с политиками или политологами, в которых те хвалят определённого кандидата.
Ранее ЦИК уже вынес предупреждение Атамбаеву в нынешнем предвыборном цикле, обвинив его в преждевременной агитации через печатные СМИ до того, как агитация была разрешена законом.
Другое обвинение в адрес Атамбаева прозвучало 11 октября на форуме «Дизель» — пользователи подвергли критике публикацию фотографии премьера с российским коллегой Владимиром Путиным на сайте информагентства «АКИpress».
Согласно действующему закону о выборах, кандидаты не могут использовать в агитации фотографии с лидерами других государств.
«АКИpress» убрал фотографию Атамбаева с Путиным вскоре после публикации.
Свободы слова стало больше
Эксперты в области средств массовой информации в целом отмечают, что предвыборная агитация 2011 года отличается отсутствием зафиксированных фактов давления на журналистов — в отличие от президентских выборов 2009 года, на которых победил действовавший тогда президент Курманбек Бакиев, свергнутый годом позже.
«Бакиев доминировал стопроцентно и выбора никакого не было, а сейчас выбор есть», — считает Мария Раснер, директор представительства «Интерньюс Нетуорк» в Кыргызской Республике.
«На всех тех каналах, где раньше не было альтернативы, сейчас она есть», — добавляет она.
На выборах 2011 года, по мнению главы общественного объединения «Журналисты» Марата Токоева, уровень присутствия кандидата в СМИ определяется исключительно его финансовыми вливаниями.
«Кто больше платит, тот, как говорится, и заказывает новость», — говорит Токоев.
В этом году в его организацию, защищающую права журналистов, пока не поступило ни одной жалобы на давление со стороны кого-либо из кандидатов.
http://kloop.kg/blog/2011/10/11/vy-bory-2011-atambaev-dominiruet-v-presse/