Основатель первого и пока единственного финансового портала в Кыргызстане «Акчабар» рассказал о своем проекте и в целом о финансовой журналистике.
— Почему вы решили запустить ваш сайт?
— Однажды я участвовал в конференции Startup Turkey, но мой проект не прошел голосование. Зато я увидел презентации стартаперов других стран. Проанализировав полученную информацию, понял, что двигаюсь не в том направлении и надо менять саму модель. А вообще все началось с того, что мне надо было отправить деньги, и обнаружилось, что негде сравнить ставки денежных переводов. Затем была проблема с открытием вклада — где выгоднее это сделать? Вот так и родилась идея сайта Akchabar.kg.
— Стартап был запущен на собственные деньги или же были инвесторы? И сколько времени потребовалось, чтобы выйти на самоокупаемость?
— Сколько денег я потратил сказать не могу, но проект полностью мой, на запуск которого не привлекал никаких инвестиций. Начинал с минимальными вложениями, двигались по чуть-чуть, маленькими шагами. И через два года наши доходы полностью перекрыли расходы.
— Насколько мне известно, до «Акчабара» у вас были другие проекты. Работают ли они до сих пор?
— Все началось с проекта Спасибо.kg, который был некоммерческим. Сайт, где можно было просто взять и поблагодарить кого-то. Денег особо не было, а интернет только-только развивался, и я его закрыл. Следующий мой проект назывался Тамаша.kg — сайт с приколами. Этим проектом нужно было заниматься, а для этого пришлось бы бросить свою основную деятельность — разработку сайтов. Другой проект называется Mag.kg, который представляет из себя онлайн-каталог одежды. Сайт работает до сих пор.
— Вы по профессии IT-специалист, а откуда у вас познания в финансовой сфере?
— Так получилось, что до запуска «Акчабара» я сделал три сайта для местных банков — так у меня появились знакомства в этой среде и так я сам стал углубляться в финансовую тему. Когда у меня появилась идея, я сделал прототип портала и показал банкирам. Им очень понравилось, и после этого я начал двигаться.
— Какие риски были при запуске проекта? Были опасения, что он не сработает?
— Такого не было, что вдруг не сработает, потому что тот банк, которому понравилась наша идея, сразу же согласился платить за те услуги, которые мы будем оказывать в рамках «Акчабара». Риски же были, они и сейчас есть. Риск, который был — удастся ли заработать больше денег. Понятно, что был один банк, но надо же делать больше продаж, больше банков привлекать. И неизвестно было, как рынок отреагирует, и что вообще будет.
— А как идут дела сегодня?
— Клиентов в лице банков немало, сейчас уже не мы предлагаем, а их представители сами выходят на связь.
— Все банки платят вам одинаковую сумму или же для разных банков свое коммерческое предложение?
— У нас есть базовые пакеты. Но, если банки хотят что-то индивидуальное, мы можем предложить им специальный пакет. И стоимость пакета одного банка может отличаться от другого.
— Удается ли вам оставаться объективным по отношению как к своим партнерам, так и к тем, кто не является вашим клиентом?
— Правила «Акчабара» не подразумевают наличия «фильтра». Бывают случаи, когда некоторые СМИ могут что–то негативное написать о компании, чтобы потом дать опровержение уже за деньги. Мы такими вещами не занимаемся.
— Что показывает анализ сайта — растет ли количество читателей?
— За последний год наша аудитория выросла в полтора раза. И это очень хорошая статистика. Надо учитывать, что наш портал специализированный, это не сайт с котиками и не новостное агентство. У нас своеобразный контент, и его не так легко продвигать.
— Какие разделы сайта самые популярные?
— В первую очередь людей интересует курс валют. Затем идут запросы об информации по кредитам и депозитам в Кыргызстане. Мы стоим на первом месте в поисковиках по таким запросам, то есть мы обгоняем сайты самих банков. Мы предоставляем онлайн калькулятор, который автоматически высчитывает, в каком банке выгоднее открывать вклад.
— Интересен ли сайт для жителей регионов?
— Для пользователей вне Бишкека у нас есть карта филиалов банков и касс, карта банкоматной сети. Нет только курсов валют. Одна из причин — банки могут устанавливать в регионах курсы, которые будут отличаться от курсов в головном офисе.
— Вы сами пишете для «Акчабара»?
— Пишу, но редко.
— Как вы оцениваете уровень финансовой журналистики в нашей стране?
— Проблема наших журналистов в том, что они почему-то не умеют считать. И это, мне кажется, самая большая проблема. Кроме того, они доверчивые и не вникают в некоторые вопросы, связанные с бизнесом и финансами. Я считаю, что, не поработав в каких-то бизнес-структурах, сложно понять, как устроен бизнес, и еще сложнее об этом писать. В идеале было бы хорошо открыть свой бизнес, посмотреть, как все на самом деле устроено, и только потом освещать финансовую тематику.
— Что вы скажете о своих сотрудниках? Они все уже испытали себя в бизнесе?
— Мы не так часто пишем о бизнесе, в основном занимаемся информацией о действиях государства в той же сфере госзакупок, грантах, бюджетных расходах и так далее. Когда мы пишем о бизнесе или о каких-то банковских продуктах, то я стараюсь сам включаться, помогать в создании текстов, затем в редактуре.
— И в заключение нашего интервью, что вы посоветуете журналистам, обозревающим финансовый сектор?
— Если есть английский, читать западные СМИ. Если нет, российские издания. И анализировать, как они работают, вникать в значение каждого термина. Вообще для всех журналистов важно читать зарубежные СМИ, участвовать на разных конференциях, работать над качеством своих материалов.
Нуркыз АБДЫКЕРИМОВА.