22 января Министерство юстиции Кыргызстана выставило на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О СМИ» и в Кодекс об административной ответственности.
Согласно справке-обоснованию, новая норма разработана для реализации плана мероприятий по обеспечению информбезопасности, восполнения имеющихся пробелов в Законе «О СМИ», исключения противоречащих друг другу норм и дублирующих понятий, а также для установления ответственности за нарушение требований законодательства о СМИ и регламентирования общего порядка регистрации СМИ.
Однако согласно анализу ОФ «Институт Медиа Полиси», законопроект копирует ряд норм, содержащихся в аналогичном законе России. Причем, по их словам, инициаторы не подкрепили свое обоснование статистикой, аргументами или какими-нибудь исследовательскими заключениями о целесообразности и необходимости этих поправок в законодательстве КР.
«При доскональном изучении, возможно, будут выявляться другие нестыковки и вопросы», — отмечается в предварительном комментарии к законопроекту.
Сотрудники НПО отмечают, что в законопроекте предлагается новое понятие — «сетевое издание» (информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), которое приравнивается к средству массовой информации и подлежит государственной регистрации в качестве такового.
«При этом Минюст не дает определения понятию «сайт», который широко упоминается в законопроекте. Возникает вопрос, о каких именно сайтах идет речь, будут ли распространяться эти нормы на интернет-магазины, видеоблоги, аккаунты в социальных сетях?» — вопрошают эксперты фонда.
Тем не менее в законопроекте Минюст подчеркивает, что регистрация сетевых изданий в качестве СМИ должна быть на добровольной основе. Однако, согласно комментарию НПО, размытость формулировок оставляет много вопросов.
«Там, где есть добровольность, может последовать и принудительность. Как будут реализовываться права свободных журналистов, так называемых фрилансеров, имеющих свои блоги, но не пожелавших получить свидетельство о регистрации СМИ? И как вообще определить признаки, присущие традиционным СМИ в отношении «сетевых изданий»? Например, признак тиражности? Должен ли владелец сайта открыть 1000 сайтов или достаточно будет владеть одним? А периодичность… Как указать при регистрации «сетевых изданий» предполагаемую периодичность сайта? А как быть с территорией распространения? Ни на один из этих вопросов в предлагаемом законопроекте ответов нет», — констатировали в «Медиа Полиси».
ОФ также отмечает, что попытки законодательно прописать для интернет-пространства рамки, применяемые к традиционным СМИ, неоднократно предпринимались и при бывших президентах — Аскаре Акаеве и Курманбеке Бакиеве. Но каждый раз государство отказывалось от своих попыток, понимая, что сама природа Интернета такова, что к сайтам в сети невозможно применить положения о периодичности распространения массовой информации, территории распространения и тираже.
При этом отмечается, что интернет-пространство Кыргызстана не находится в законодательном вакууме, поскольку в Кыргызстане нормативно-правовая база в оффлайн-режиме позволяет в достаточной степени регулировать отношения, возникающие в сфере Интернета.
«Законодательные акты, применяемые к защите чести и достоинства, порнографии, разглашения государственной тайны и иной охраняемой законом информации, применимы и к материалам, размещенным в Интернете так же, как они применяются к традиционным СМИ. Данный факт подтверждается на практике, когда информационные агентства в Кыргызстане становятся ответчиками в суде», — утверждают эксперты.
Отметим, в справке-обосновании автор законопроекта утверждает, что «существует не разрешенная на законодательном уровне проблема, связанная с проведением агитаций через информационно-телекоммуникационные сети «Интернет» …», поскольку «информационно-телекоммуникационные сети «Интернет» не относятся к средствам массовой информации».
В НПО же напомнили, что в 2011 году парламентский комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и местному самоуправлению под председательствованием Галины Скрипкиной разъяснил ЦИК КР вопрос о статусе информагентств в период выборов. Они указали, что информагентства «наравне с другими СМИ имеют право принимать участие в размещении агитационных и информационных материалов на основании договоров, заключенных с кандидатами в президенты КР и их уполномоченными представителями».