Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Министерство культуры, информации и туризма КР выносит на общественное обсуждение поправки в Кодекс о правонарушениях, которые касаются возвращения статьи о клевете. Проект опубликован на сайте «Коом талкуу».

Что предлагается?

Кодекс о правонарушениях предлагается дополнить статьей 107-1. Клевета и оскорбление, содержащиеся в средствах массовой информации, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет.

  • Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в средствах массовой информации, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 7 500 сомов, на юридических лиц — 23 тыс. сомов.
  • Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащихся в СМИ, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 10 тыс. сомов, на юридических лиц — 28 тыс. сомов.

Для чего это делается?

Как указывает Минкультуры в справке-обосновании, проект разработан в соответствии с поручением председателя кабмина Акылбека Жапарова. Целью и задачей данного проекта являются защита законных интересов потерпевшего и обеспечение справедливости в рамках правовой системы.

«В настоящее время вопросы свободы слова и выражения становятся все более актуальными в контексте развития информационных технологий и расширения возможностей доступа к интернету. В то же время наблюдается увеличение числа случаев оскорблений и распространение заведомо ложных сведений через различные средства массовой информации и интернет-ресурсы. Это создает угрозу для общественной морали и межличностных отношений», — указывают авторы поправок.

По их мнению, гражданское законодательство КР недостаточно эффективно реагирует на случаи оскорблений и распространение заведомо ложных сведений в СМИ и на интернет-платформах. Оскорбления и унижения, распространяемые в СМИ и в интернете, могут иметь негативные последствия для общества в целом. Это может привести к усилению конфликтов, ухудшению межличностных отношений и нарушению общественной стабильности.

Клевета и ложные обвинения могут нанести ущерб доверию к информации и СМИ. Поэтому включение статьи о клевете помогает поддерживать качество и достоверность общественного дискурса, защищая общественное доверие к информации.

Минкультуры указывает, что внедрение статьи о клевете не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий.

Также Минкультуры указывает, что проект закона не противоречит Конституции КР и нормам действующего законодательства, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам, вступившим в силу в соответствии с законодательством КР.

Медиаэксперт Акмат Алагушев в комментарии Kaktus.media напомнил, что декриминализация данной статьи о клевете и оскорблении произошла в 2010 году после принятия новой Конституции КР.

«Тогда из Уголовного кодекса статья выпала, согласно Конституции, уголовная ответственность за порочащие сведения, унижающую честь и достоинство информацию запрещена. При этом есть альтернатива клевете в Гражданском кодексе — статья 18 «О защите чести и достоинства и деловой репутации». То есть аналога статьи за оскорбление нет. Она выпала, образовался правовой вакуум», — заявил он.

Алагушев предполагает, что Минкультуры как уполномоченный орган столкнется с проблемой по протоколам исполнения и экспертизе, особенно по лингвистической. Он также сомневается, что Минкультуры сможет взять на себя полноценно функции суда, как это ранее работало до 2010 года.

«Надо понимать, что при назначении различных экспертиз уполномоченный орган столкнется с большим количеством проблем. Сможет ли он их преодолеть и полноценно заменить судебный процесс, как это происходит сейчас в гражданских судах? Также надо понимать, какой порядок будет носить этот процесс — частный или публичный? Будут ли рассматриваться вопросы только на основании заявления?» — добавил эксперт.

Алагушев предположил, что медиасообщество, а также лица, связанные с этой темой, должны обязательно внести свои предложения, потому что предлагаемая формулировка сейчас мало кого устраивает.

Семетей Аманбеков, юрист:

— Возвращаются в качестве административного наказания статьи по клевете и оскорблению. А это означает, что удавка на шее свободы слова затягивается все туже. И это несмотря на все обещания высшего руководства страны не подавлять свободу слова. В настоящее время подписан Закон «Об иноагентах», а ранее приняли Закон «О распространении недостоверной информации», пересматривается Закон «О СМИ». Все это в комплексе направлено на то, чтобы заставить журналистов молчать, а общество — не критиковать государственных мужей.

Примечательно, что это личная инициатива главы кабмина Акылбека Жапарова, который часто подвергается критике со стороны журналистов и общества. А с введением этих мер критика в отношении чиновников под страхом штрафов снизится. Чиновники станут менее ответственными перед обществом и могут принимать различные непопулярные меры. Они могут уже не опасаться, что каждое их действие будет подвергаться критике, ведь все заявления можно будет подвести под клевету и оскорбление.

А ведь чиновники подотчетны народу через СМИ. Следовательно, прозрачность кабмина снизится, это приведет к увеличению коррупционных схем, а правительство будет неэффективно действовать.

Также Минкультуры становится уполномоченным органом и будет решать, что считать клеветой, а что оскорблением. Но насколько у министерства есть функции суда, насколько они компетентны? Не получится ли так, что любая критика со стороны будет блокироваться, не изучив мнение второй стороны?

К тому же Минкультуры в одностороннем порядке решило, что меры гражданского законодательства неэффективны в борьбе с клеветой и оскорблением. Но при этом не приводит никаких цифр, нет заключения судов, нет мнений экспертов. Ведомство превышает собственные полномочия, решает самостоятельно, какое законодательство эффективно, а какое — нет.

Со стороны юриспруденции рождаются большие вопросы.

В 2010 году, когда статьи за клевету и оскорбление были декриминализованы, страна была на взлете, и у всех была надежда, что свобода слова и прозрачность в деятельности правительства только укрепят страну, а КР станет впереди всех в Центральной Азии. Теперь мы возвращаемся в те депрессивные времена, когда в стране не было свободы слова.

Приходится печально констатировать, что свобода слова и свобода медиа уничтожаются. А журналисты, как главные помощники народа и государства, перестанут выполнять свои функции.

Напомним, в 2014 году в Кыргызстане предлагали ввести административную ответственность за оскорбление личности. Однако позже от этого отказались.

https://kaktus.media/498620