Решение Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР (далее — МКИСМП) об удалении программы с канала редакции «Настоящее время. Азия» в соцсети YouTube от 16 сентября 2022 года под заголовком «Тяжёлые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана» со ссылкой на Закон КР «О защите от недостоверной (ложной) информации» не имеет под собой даже формальных законных оснований. Соответственно, блокировка сайта “Азаттык” осуществлена абсолютно незаконно.
Сам закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» является “драконовским”, потому что содержит чрезвычайно широкие, размытые формулировки и несправедливые нормы, которые позволяют уполномоченному органу, то есть МКИСМП, произвольно блокировать независимые СМИ без законного судебного решения, без каких-либо состязательных разбирательств по установлению истины. Однако этим решением о блокировке “Азаттык” МКИСМП умудрился нарушить такой закон даже при наличии в нем этих размытых, произвольных формулировок. Более того, такое “своевременное” решение Министерства ставит в весьма неудобное, неловкое положение, регулярно декларирующего о важности для Кыргызстана свободы слова и свободы СМИ, Президента КР Садыра Жапарова, который сегодня, 27 октября 2022 года, в Астане примет участие в первой встрече лидеров стран Центральной Азии и Европейского Союза.
В чем заключается ошибка МКИСМП? Согласно части 3 статьи 3 «драконовского» закона “каждый, кто считает, что в отношении него была распространена недостоверная (ложная) информация, порочащая его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе обратиться к владельцу сайта в сети Интернет или владельцу страницы сайта в сети Интернет с требованием о немедленном (в течение 24 часов с момента обращения) удалении со страницы или с сайта недостоверной (ложной) информации и размещении информации, опровергающей ранее размещенную недостоверную (ложную) информацию.” Соответственно, данный закон регулирует только вопросы защиты чести и достоинства и деловой репутации юридических или физических лиц.
.
В случае если, в течение 24 часов от владельца сайта не будет предоставлено ответа, то закон и порядок, принятый Кабинетом Министров 8 апреля 2022 года, предписывают обратиться с заявлением в уполномоченный орган Минкульт, который в течение 48 часов рассматривает заявление обратившегося лица. Таким образом, прописанный механизм предполагает блокировку сайта исключительно по заявлению граждан или юридических лиц, которые считают, что в отношении них распространены недостоверные сведения, порочащие их честь, достоинство или деловую репутацию.
В данном случае, подобное заявление в адрес министерства не поступало. Есть только требование самого МКИСМП от 24 октября 2022 года, адресованное “Азаттыку”, об удалении программы, распространенной даже не на сайте, а на канале “Азаттык” в соцсети Youtube. В этом письме министерство не указывает заявителя в отношении кого, именно, распространены недостоверные сведения, порочащие их честь, достоинство или деловую репутацию, поскольку его нет.
Действия МКИСМП не только нарушают нормы “драконовского” закона, но и утвержденный Кабинетом Министров Порядок (от 2022 г.) обжалования действий владельца сайта или страницы сайта по удалению недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет. МКИСМП вводит в заблуждение, указывая, что “Азаттык” не ответил министерству на письмо от 17 сентября 2022 года о неукоснительном соблюдении законодательства, поскольку в указанном письме содержалась только просьба соблюдать законодательство при освещении событий в Баткене, но никаких конкретных претензий к информации не предъявлялось.
Следует обратить внимание, что данные требования Министерства по блокировке сайта не отвечают даже формальным основаниям “драконовского” Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации», не говоря уже о том, что, произвольная блокировка СМИ в обход правосудия — это не что иное как цензура, которая в Кыргызской Республике запрещена согласно части 2 статьи 10 Конституции КР. Также часть 1 статьи 63 Конституции КР запрещает принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации.
Мы считаем, что блокировка сайта “Азаттык” еще раз доказывает, что истинной целью принятия этого закона было установление административного цензора против тех СМИ, которые мониторят действия властей и помогают гражданам понять, как эта власть функционирует.
В данных обстоятельствах считаем важным напомнить, что в свое время и сам закон КР «О защите от недостоверной (ложной) информации» был принят с нарушениями законодательства. Так, инициатива по принятию данного закона была начата в 2020 году, еще в бытность Президента КР Сооронбая Жээнбекова. Официальным инициатором скандального законопроекта, который изначально был именован «О манипулировании информацией», стала депутат Гульшат Асылбаева. Медиа сообщество тогда заявило свой протест в связи с принятием этого законопроекта, истинная задача которого установление цензуры для защиты высокопоставленных политиков от законной критики. Но несмотря на это, 26 июня 2020 года депутаты приняли скандальный законопроект. Поднявшийся общественный резонанс и митинги #ReАкция вынудили действующего тогда президента Сооронбая Жээнбекова прислушаться к мнению общественности и вернуть законопроект в Жогорку Кенеш на доработку в июле 2020 г.
После смены власти в результате октябрьских событий 2020 года проект закона по инициативе Администрации Президента КР вновь появился в повестке дня Жогорку Кенеша уже с измененным названием «О защите от ложной и недостоверной информации». При голосовании в парламенте 30 июня 2021 года законопроект был отклонен несмотря на то, что он дважды ставился на голосование (это говорит о том, что депутаты сознательно отклоняли законопроект). Но после встречи с новым Президентом КР Садыром Жапаровым (21 июля 2021 г.), на которой он настоятельно просил депутатов поддержать повторно вносимый скандальный законопроект, парламентарии все-таки приняли его 28 июля 2021 года. Это произошло в нарушение законодательства, согласно которому повторное рассмотрение отклоненного законопроекта «О защите от ложной и недостоверной информации», могло состояться не ранее января 2022 года. Именно так, в Кыргызстане появился закон, позволяющий власти, используя административный ресурс, блокировать сайты без судебного решения.
Учитывая вышеизложенное, мы призываем прекратить массированное и беспрецедентное давление на свободу слова и свободу прессы, прекратить уголовные преследования в отношении журналистов, блогеров, гражданских активистов и иных лиц, свободно выражающих свое мнение! Прекратить задержание этих лиц, в особенности женщин, матерей! Требуем должностных лиц государственных органов принимать законные и обоснованные решения, не нарушающие права и свободы человека! Требуем прекратить законодательные инициативы по ограничению свободы слова и СМИ. А также призываем инициировать проект закона об утрате силы “драконовского” закона, позволяющего без судебного решения закрывать неугодные СМИ! Ведь, как неустанно декларирует глава государства Садыр Жапаров, Кыргызстан является свободной страной, уважающей принципы свободы слова и демократии.