Отделение внутренних дел Ленинского района города Бишкека до сих пор не начало расследование по фактам угроз в адрес журналистов «Азаттыка».
В милиции напомнили, что после заявления от учреждения «Азаттык Медиа» была назначена лингвистическая экспертиза. Но, как оказалось, по истечении месяца этого не было сделано, так как… эксперты не смогли открыть DVD-диск с видеозаписями акции, модератор которой озвучивал призыв против свободных СМИ. В связи с этим «Азаттык» передал в милицию еще один экземпляр диска.
Юристы же считают, что в адрес журналистов звучали неприкрытые угрозы, а потому в соответствии с законом незамедлительно должно быть возбуждено уголовное дело и начато расследование.
Заявление в милицию
14 октября учреждение «Азаттык Медиа» обратилось с заявлением в Ленинский РОВД. Основанием для этого стал проведенный накануне у офиса СМИ пикет, в котором приняло участие около 40 человек, а один из митингующих, представившийся Илимбеком Исраиловым, открыто угрожал журналистам.
Собравшиеся в тот день требовали закрытия таких СМИ, как «Азаттык», «Клооп» и «Кактус Медиа», а также ограничения деятельности неправительственных организаций. Выступавший модератором акции Илимбек Исраилов заявил, что начнет сбор подписей за закрытие трех СМИ и что когда придет в следующий раз, то применит силу в отношении журналистов, подожжет офис и разобьет камнями окна редакции. «Азаттык» в своем заявлении в милицию приложил расшифровку его речи, а точнее, ту ее часть, где звучат неприкрытые угрозы:
− «Азаттык», «Клооп» − скажу открыто, в следующий раз мы без предупреждения пойдем на очень жесткие меры. Разбрызгаем бензин. Операторы «Азаттыка», простите, но мы вас предупреждаем. Если я, гражданин [Кыргызстана] Илимбек Исраилов, увижу вас на каком-нибудь митинге, сломаю вам что-нибудь, предупреждаю. Если не будет принят закон «Об иностранных агентах», если Жогорку Кенеш не примет меры против этих предателей, то посмотрим: в следующий раз соберем подписи, и сотни тысяч людей выйдут на площадь «Ала-Тоо». Мы сможем сагитировать на это. Позвав их, оттуда придем сюда, разбрызгаем тут бензин, и в следующий раз пойдем на такие экстремистские шаги, предупреждаю. Мы уничтожим этих предателей и бесстыдников.
«Азаттык» в своем заявлении в милицию отметил, что помимо этих угроз Илимбек Исраилов также озвучил другие провокационные вещи, оскорбив репутацию представителя власти КР и других гражданских активистов. Почти все участники той акции закрыли свои лица и прятались от видеокамер.
«Азаттык» тогда пояснял, что пришедшие на митинг были настроены очень агрессивно, а потому руководству СМИ пришлось обратиться в милицию, так как возникла прямая угроза безопасности журналистов, что препятствует выполнению ими своих служебных обязанностей.
«Конституция Кыргызстана гарантирует средствам массовой информации возможность получать информацию от государственных органов, распространять ее и свободно выражать свое мнение. В законах четко прописано, что цензура не допускается. В связи с этим учреждение «Азаттык Медиа» требует дачи соответствующей правовой оценки действиям вышедших на эту акцию, в том числе их угрозам и запугиванию в адрес журналистов. Считаем, что провокационные заявления и призывы организатора акции Илимбека Исраилова создают прямую угрозу безопасности журналистов. Просим рассмотреть его ответственность, дать оценку в рамках закона и принять соответствующие меры», − говорится в поданном в милицию заявлении.
Различные «причины»…
Видеоматериалы о прозвучавших на митинге угрозах были переданы милиции. В Ленинском РОВД 19 октября сообщили, что назначена лингвистическая экспертиза, результаты которой будут готовы примерно через две недели.
Но через две недели в ответ на запрос «Азаттыка» было сказано, что экспертиза еще не готова, так как соответствующие специалисты… заняты.
«Получивший это дело эксперт, оказывается, в одном из регионов страны принимает участие в суде по другому проекту. В производство уже взято. Но когда будет готово – не известно. Вообще, у экспертов есть месяц на проведение экспертизы. В большинстве случаев заключение выносят в течение двух недель, поэтому, учитывая среднее значение, было сказано, что около двух недель», − пояснили в милиции.
А 14 ноября на очередной запрос СМИ в Ленинском РОВД ответили, что их эксперты не могут… открыть предоставленный «Азаттыком» DVD-диск! При этом следователи не направляли «Азаттыку» официальную информацию об этом обстоятельстве и не запрашивали повторно предоставить им видеоматериалы.
«Вы могли бы обновить диск? Для того чтобы обратиться к вам, я тоже должен получить документ от экспертизы о том, что «экспертиза не может быть проведена из-за того, что не удалось открыть диск». На основании этого я должен был предоставить вам ответ. Сказали, что если вы принесете диск, то проведут экспертизу, но вы же просите предоставить официальный ответ», − заявил следователь милиции Аманат Кадыркулов.
Следует отметить, что в ходе расследования по жалобе, которая была подана более месяца назад, сотрудники милиции ни разу сами не связывались с «Азаттыком». А после ответа, что эксперты не могут открыть DVD-диск, «Азаттык» 16 ноября предоставил еще одну копию видеоматериалов с акции.
«Зачем нужна экспертиза по угрозам?»
Между тем, адвокат Чынара Джакупбекова говорит, что в данном случае не были соблюдены требования закона о назначении экспертизы:
− По закону, если была назначена экспертиза, вас должны были ознакомить с этим решением: куда отдают на экспертизу и кому. Они должны были сказать, что «мы ставим перед экспертами вот такие вопросы, ознакомьтесь, если у вас есть другие вопросы, добавляйте». Такова процедура. Во-вторых, вам не нужна никакая экспертиза. Потому что там ведь были открытые угрозы! Экспертиза назначается только когда есть подозрения, что имеются некие скрытые мотивы. А тут ведь открыто угрожает, мол, подожжем. Тут запугивание и хулиганство. А зачем экспертиза для статьи о хулиганстве?
В Ленинском РОВД с решением о назначении экспертизы «Азаттык» ознакомили лишь 16 ноября. В этом документе указано, что экспертиза была назначена еще 18 октября, а материалы были отправлены в Судебно-экспертную службу при Министерстве юстиции КР.
«Азаттыку» удалось связаться с заместителем директора этого ведомства Жийдегуль Семеновой, которая сообщила, что вышеупомянутые материалы по угрозам, озвученным у офиса «Азаттыкка», из милиции к ним… не поступали.
При этом она подтвердила, что ранее милиция в устном порядке по телефону обратилась к ним с просьбой провести лингвистическую экспертизу, но она отказалась от этого:
− Они обратились только по телефону. Я сказала: давайте, покажу методику и объясню фактами. Если напишете заявление, то можно рассмотреть дело. Но заранее ответить по делу, которое надо рассмотреть, мы не можем.
Ранее президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) Джейми Флай призвал власти Кыргызстана провести расследование по факту угроз в адрес журналистов «Азаттыка». Власти Кыргызстана по этому поводу пока не высказываются.
Решения судов по итогам экспертиз
В то же время отдельные наблюдатели обращают внимание на то, что в некоторых случаях, особенно если это касается блогеров и гражданских активистов, известных своей критикой в адрес власти, лингвистические экспертизы назначаются очень быстро и так же оперативно принимаются заключения по ним.
К примеру, блогеру и гражданскому активисту Адилету Али Мыктбеку, известному в соцсетях как Адилет Балтабай, обвинение было предъявлено на основании лингвистической экспертизы. Первомайский районный суд города Бишкека признал его виновным по статье 278 («Массовые беспорядки») Уголовного кодекса КР, приговорив к 5 годам лишения свободы. При этом суд решил установить пробационный надзор в его отношении на 3 года, после чего активиста освободили в зале суда.
В ходе судебного разбирательства прокурор заявил, что по итогам лингвистической экспертизы публикаций подозреваемого в соцсетях «выявлены признаки призыва к неповиновению требованиям закона и подстрекательства к массовым беспорядкам». Сам блогер и его адвокат отрицают обвинения о том, что в тех постах были некие призывы.
Замдиректора Судебно-экспертной службы Жийдегуль Семенова так прокомментировала вопрос, когда заключение лингвистической экспертизы становится основанием для вынесения вердиктов суда:
− Мы лишь определяем, имеются или нет подобные признаки в той или иной языковой единице. Многие этого не понимают, и думают, что мы даем правовую оценку. Но ее предоставляют правоохранительные органы в ходе судебного разбирательства. Мы лишь определяем лингвистические признаки. И как юристы оценивают наше заключение — это ведь их дело. Нам говорят, что «из-за вас мы выносим судебные приговоры». Но это не из-за нас, мы ведь не можем убежать от языка. Если есть — то есть, а нет — так и пишем. И именно этому должна даваться правильная юридическая оценка.
В начале ноября Первомайский райсуд столицы принимал решение по определению меры пресечения в отношении журналиста Семетея Талас уулу, которого в итоге поместили под домашний арест.
Сам журналист пояснил, что в 2021 году поделился на своей Facebook-странице материалом по Афганистану, из-за чего и было открыто уголовное дело. В МВД ему сообщили, что досудебное производство было возбуждено Госкомитетом национальной безопасности (ГКНБ) по части 1 статьи 322 («Изготовление, распространение экстремистских материалов») УК КР. По данным милиции, комплексная судебно-лингвистическая экспертиза пришла к выводу, что «он поделился материалом, где содержалась информация, относящаяся к запрещенной в Кыргызстане экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир».
В последнее время усилилось давление на «Азаттык Медиа». 26 октября Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР заблокировало сайты «Азаттыка» на два месяца, а 31 октября «ДемирБанк» без объяснений и предупреждений заблокировал счета «Азаттык Медиа».
На этой неделе стало известно, что «Биринчи Радио» Национальной телерадиокорпорации (НТРК) и телеканал НТС прекратили трансляцию теле- и радиопередач «Азаттыка». «Биринчи Радио» прекратило трансляцию с 23 октября, сообщив о технических причинах. А телеканал НТС и его радио «Санжыра» — с 13 ноября.
Ранее международные организаций призвали власти Кыргызстана немедленно восстановить доступ к банковскому счету и сайтам Радио «Азаттык».