Фото со страницы Самата Матцакова в Faceboоk.
Международное партнерство по правам человека (IPHR), Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR) и Норвежский Хельсинкский комитет (NHC) встревожены недавним арестом адвоката Самата Матцакова в Кыргызстане. Об этом сказано в поступившем в редакцию пресс-релизе IPHR.
Текст обращения представлен ниже.
«Обстоятельства задержания Самата Матцакова указывают на то, что он был выбран для защиты клиентов в политически чувствительных делах, при этом серьезные процессуальные нарушения сопровожают судебные иски против него.
Мы призываем власти Кыргызстана незамедлительно освободить Матцакова и снять все обвинения против него, если они не подкреплены достоверными доказательствами.
Они должны гарантировать, что он и другие адвокаты могут выполнять свои профессиональные обязанности, не опасаясь запугивания или вмешательства, независимо от профилей их клиентов или предъявленных им обвинений.
29 ноября 2024 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) арестовали Матцакова после обыска его дома в Бишкеке и изъятия материалов дела, связанных с его адвокатской деятельностью. На слушании, которое началось позднее в тот же день и продолжалось до раннего утра 30 ноября, Первомайский районный суд санкционировал его предварительное заключение сроком на месяц по обвинению в мошенничестве и подделке документов (по ст. 209, ч. 3 и ст. 379 ч. 3 Уголовного кодекса).
Власти не предоставили четкого или достоверного обоснования ареста Матцакова. Однако имеющаяся информация указывает на то, что предъявленные ему обвинения связаны с его профессиональной деятельностью, а его арест совпадает с его работой над громкими делами. Недавно он защищал журналистов по делу Temirov Live , которые были привлечены к ответственности за их расследования коррупции в высших эшелонах власти, и музыканта-поэта Аската Жетигена, которому были предъявлены уголовные обвинения после публикации в социальных сетях обращения с критикой президента Садыра Жапарова. Кроме того, Матцаков представляет Имамидина Ташова, главу строительной компании KG Group и предыдущего кандидата в президенты, который утверждал, что подвергался пыткам со стороны сотрудников ГКНБ во время содержания под стражей по обвинению в подготовке государственного переворота .
На этом фоне группа кыргызстанских юристов, правозащитников и гражданских активистов выступила с совместным заявлением, в котором выразила серьезную обеспокоенность тем, что арест Матцакова представляет собой тревожную эскалацию репрессий в отношении тех, кто защищает права человека, верховенство закона и справедливость в Кыргызстане. Они также описали это как прямое нападение на независимость юридической профессии. Мы разделяем эту обеспокоенность.
В отдельном заявлении Ассоциация адвокатов Кыргызстана пришла к выводу , что очевидная связь между действиями правоохранительных органов в отношении Матцакова и его профессиональной деятельностью вызывает серьезные сомнения относительно соблюдения властями гарантий независимости юридической профессии в соответствии с национальным и международным правом. Закон Кыргызстана «Об адвокатуре и юридической профессии» запрещает воспрепятствование или вмешательство в работу адвокатов, в то время как Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, прямо требуют, чтобы адвокаты не отождествлялись со своими клиентами или делами своих клиентов в результате выполнения своих профессиональных обязанностей.
Правозащитники и коллеги-адвокаты Матцакова указали на тревожные процессуальные нарушения в деле. К ним относятся отсутствие необходимой процессуальной документации для его ареста, обыск его дома и рабочего помещения без законного разрешения, изъятие материалов дела, не связанных с предъявленными ему обвинениями, с нарушением адвокатской тайны, задержки в предоставлении ему доступа к юридическому представительству и давление на него с целью заставить его отвечать на вопросы после задержания.
Судебное разбирательство, санкционировавшее предварительное заключение Матцакова, в котором приняла участие большая группа адвокатов и правозащитников, подверглось критике за предвзятость по отношению к защите. Защите было отказано в доступе к ключевым материалам дела, включая жалобу предполагаемой жертвы мошенничества и документ, в подделке которого обвиняется Матцаков, под предлогом следственной тайны. Его адвокаты также подчеркнули, что якобы поддельный документ — соглашение с клиентом — не является официальным документом того типа, подделка которого карается ст. 379 Уголовного кодекса (ч. 3), по которой он обвиняется.
Также, санкционируя предварительное заключение Матцакова, суд не учел смягчающие обстоятельства, такие как наличие у задержанного троих малолетних детей и отсутствие судимости.
IPHR, HFHR и NHC призывают других представителей международного сообщества также высказаться по делу Матцакова и потребовать от властей Кыргызстана соблюдения их международных обязательств по защите юридической профессии и соблюдения стандартов надлежащей правовой процедуры и справедливого судебного разбирательства.
Напомним, адвокат Самат Матцаков был задержан 29 ноября. По словам самого Матцакова, его обвиняют по непонятному делу о мошенничестве. Однако внятного объяснения, по какому делу задержали Матцакова, пока нет. При этом во время обыска квартиры адвоката следователь ГКНБ изъял диктофон и диски, связанные с его подзащитным Имамидином Ташовым.
Матцаков водворен в СИЗО до 30 декабря. Правозащитники и адвокаты осудили задержание коллеги. Они готовят апелляцию по мере пресечения. Также адвокаты заявили о беспрецедентном нарушении закона при задержании Матцакова.
Матцаков как адвокат защищает журналистов, акына Аската Жетигена, бывшего директора строительной компании «KG Групп» Имамидина Ташова и многих других.