На этой неделе ЕС проведет свой ежегодный диалог по правам человека с властями Кыргызстана в Брюсселе, в то время как в самой стране происходят беспрецедентные угрозы фундаментальным свободам выражения мнений, политической деятельности и проведению митингов. Международные организации заявили, что крайне важно, чтобы ЕС использовал возможности, которые предоставятся во время диалога 9 ноября, чтобы выступить против этих угроз, дав понять, что принятие ряда норм законодательства и другие меры, которые противоречат обязательствам Кыргызстана по международным договорам по правам человека, в конечном итоге негативно повлияют на взаимоотношения Европейского союза и Кыргызстана.
В соответствующем документе, подготовленном Международным партнерством за права человека (IPHR) и Фондом развития права (LPF), декларируются недавние тревожные тенденции в отношении свободы слова и гражданской активности в Кыргызстане. Речь идет о следующих опасениях:
Суровые законопроекты, которые затрагивают НКО и СМИ
Аналог российского законопроекта об иностранных агентах был принят парламентом Кыргызстана в первом чтении 25 октября 2023 года, несмотря на серьезную критику со стороны гражданского общества, международных экспертов и даже государственных чиновников. Ожидается, что законопроект будет принят во втором и, возможно, сразу в третьем окончательном чтении на следующей неделе. Вызывает опасение, что он будет принят в спешке. В случае принятия этого закона в предлагаемом формате инициированный Россией законопроект позволит властям страны произвольно дискредитировать и препятствовать работе НКО, а также приведет к тому, что сотни групп столкнутся с трудным выбором: брать ли на себя стигматизирующий ярлык «иностранный агент», рискуя быть подвергнутыми уголовному преследованию или вовсе прекратить свою деятельность. Проект предоставляет властям полномочия приостанавливать деятельность НКО, а также привлекать руководителей НКО к уголовной ответственности по расплывчатым уголовным обвинениям.
Законопроект о СМИ, находящийся в настоящее время на рассмотрении, также подвергся широкой критике со стороны гражданского общества и международных экспертов. В случае принятия законопроекта в предлагаемом формате этот закон будет предусматривать строгие требования к регистрации для СМИ и онлайн-платформ, широкое вмешательство со стороны государства в их деятельность и систему наказания, которая может быть использована для преследования тех, кто критически освещает события, происходящие в стране. Хотя законопроект был пересмотрен из-за протестов, последовавшие дискуссии ни к чему не привели и никакие поправки, рекомендованные медиаэкспертами, не были включены.
Еще одна законодательная инициатива включает в себя чрезмерный государственный контроль над НКО и в настоящее время находится на рассмотрении правительственной рабочей группы. А также закон, принятый летом 2023 года, который запрещает распространение информации, которая «противоречит семейным ценностям» или «пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения» под видом защиты детей.
Давление на независимые новостные службы
Власти Кыргызстана неоднократно использовали спорный закон о защите от «ложной» информации для блокировки доступа к независимым новостным сайтам: была проведена широкая кампания, направленная на закрытие двух ведущих независимых СМИ: «Радио Азаттык» и Kloop. Хотя в конечном итоге «Радио Азаттык» достигло соглашения с властями в июле 2023 года, что позволило им продолжить свою деятельность, в настоящее время Kloop сталкивается с угрозой закрытия. В запросе прокуратуры от августа 2023 года о закрытии Kloop основное внимание уделяется якобы «негативному» характеру освещения платформы и ее «резкой критике» в адрес властей Кыргызстана. Это ясно дает понять, что это было сделано в отместку за освещение сайтом вопросов прав человека, коррупции среди властей и других тем, неудобных властям. Суд над Kloop начался в сентябре 2023 года.
Угрозы и преследование критиков
Активисты гражданского общества, журналисты, блогеры и другие лица, критикующие власть, сталкиваются с угрозами и преследованиями: начиная с угроз из соцсетей и заканчивая арестами и уголовными преследованиями.
Особую тревогу вызывает так называемое кемпир-абадское дело. В этом кейсе участвуют 30 активистов гражданского общества, правозащитников, журналистов, блогеров, политиков и бывших госчиновников. Все они были обвинены в подготовке беспорядков и в других преступлениях, хотя известно, что они на законном уровне выступали против решения властей Кыргызстана по госгранице, в частности по вопросу Кемпир-Абадского водохранилища. Первые аресты начались в октябре 2022 года, некоторые из обвиняемых были освобождены в начале этого года, провели месяцы в ужасных условиях в заключении, при этом часть людей все еще остается за решеткой. Суд по этому делу проходит в закрытом режиме, несмотря на то что нет веских оснований для этого. Отсутствие прозрачности судебного процесса усилило опасения по поводу его несправедливого и политически мотивированного характера. В случае если суд признает их «виновными», то им грозят длительные тюремные сроки.
Ряд журналистов и блогеров недавно были привлечены к ответственности за публикации в соцсетях, которые, по утверждению властей, содержат «ложную» информацию. Среди подобных лиц — журналист-писатель Олжобай Шакир, арестованный в августе 2023 года по обвинению в публикации в соцсетях «провокационных» постов, якобы содержащих призывы к беспорядкам и неповиновению властям. Его арест произошел после того, как он объявил на своей странице в соцсетях о проведении митинга против передачи пансионатов на Иссык-Куле Узбекистану. Блогеру Ырысу Жекшеналиеву были предъявлены аналогичные обвинения после публикации видеообращения, в котором оппонент президента Жапарова критически высказался о планах последнего относительно крупнейшего в стране месторождения железной руды. В отношении него ведется судебное разбирательство. Журналиста Таалайбека Дуйшенбиева приговорили к трем годам условно после того, как он в сентябре 2022 года был признан виновным в разжигании межнациональной ненависти. Эти обвинения касались публикаций в соцсетях, распространенных его изданием Next TV из украинского СМИ.
Еще одним кейсом, вызывающим серьезную обеспокоенность, является случай журналиста Болота Темира, который был депортирован из страны в ноябре 2022 года. Очевидно, это было сделано в отместку за его расследования о коррупции на высшем уровне среди властей. Верховный суд оставил это решение в силе в сентябре 2023 года.
Полный запрет на мирные протесты в столице
Санкционированный судом запрет на проведение мирных акций протеста возле посольства России, возле здания администрации президента и парламента, а также в других центральных районах Бишкека действует уже более полутора лет. Впервые запрет был введен весной 2022 года после, предположительно, просьбы российского посольства положить конец протестам, которые начались после войны России против Украины. Запрет, который не соответствует международным обязательствам Кыргызстана по защите мирных собраний, неоднократно использовался правоохранительными органами как оправдание для задержаний мирных протестующих.
Международное партнерство за права человека (IPHR) и Фонд развития права (LPF) призывают Европейский союз поднять вопросы, изложенные выше, в качестве приоритета во время встречи с представителями Кыргызстана 9 ноября. ЕС должен напомнить Кыргызстану о своем правовом обязательстве эффективно выполнять все международные договоры по правам человек не только как участника данных договоров, но и как участника схемы преференций ЕС GSP+. При этом важно подчеркнуть на встрече, что невыполнение международных договоров может привести к тому, что льготы Кыргызстана по GSP+ будут отменены, как указано в резолюции по Кыргызстану, принятой Европарламентом 13 июля этого года.
Особенно важно донести это послание в отношении законопроектов об НКО и СМИ, которые в настоящее время находятся на рассмотрении, учитывая серьезную угрозу, которую они представляют для гражданского общества.