Международные наблюдатели, представлявшие Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Бюро по демократии и институтам прав человека ОБСЕ (БДИПЧ/ОБСЕ), Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы (СЕ), Парламентской ассамблеи СЕ (ПАСЕ) и Европейского парламента встретились сегодня с журналистами и представили предварительные результаты наблюдения.
Ниже предварительные выводы мониторинга кыргызстанских средств массовой информации:
Конституция гарантирует свободу выражения мнения и однозначно запрещает уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство. Однако, вопреки международным стандартам, Закон «О гарантиях деятельности Президента» наделяет более высокой защитой президента в гражданских исках о защите чести и достоинства, а Гражданский Кодекс не ограничивает размер компенсации, которая может быть присуждена истцу 1. Рост числа исков в защиту чести и достоинства с чрезмерными требованиями, заявленными действующим Президентом и г-ном Жээнбековым, присужденными против СМИ и журналистов до и во время избирательной кампании негативно повлияли на открытые дискуссии по вопросам, представляющим общественный интерес 2.
Более того, 13 жалоб в защиту чести и достоинства были поданы в ЦИК против СМИ, в большинстве случаев с требованием отозвать аккредитацию СМИ 3. Хотя ЦИК отозвал только одну аккредитацию, до начала предвыборной агитации, сама угроза финансового ущерба приводит к самоцензуре среди журналистов.
Положения ст. 299 Уголовного кодекса о «возбуждении национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды» сформулированы широко и не соответствуют международным стандартам свободы выражения мнений 4. 29 сентября Бишкекский городской суд оставил в силе приговор журналисту Зулпукаару Сапанову на основании ст. 299, но изменил наказание с первоначально вынесенных четырех лет лишения свободы до двух лет условного наказания 5.
В то время как информация о конечных собственниках СМИ не является прозрачной, общественность считает коммерческие телевизионные станции собственностью политических деятелей. Общественные вещательные компании, которые являются основным источником информации для граждан, не воспринимаются как независимые от государства 6.
Закрытие телеканала «Сентябрь» судом 22 августа за трансляцию предположительно экстремистского содержания еще более сократило взгляды, дающие критичную оценку правительству, на телевидении. В качестве положительного аспекта, в целом бесплатный интернет все чаще предоставляет пространство для альтернативной информации гражданам 7.
Результаты мониторинга СМИ 8, проведенного МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, выявили, на четырех телевизионных станциях, охваченных мониторингом, вышло в эфир 68 часов платной политической рекламы, по сравнению с только 19 часами освещения избирательных кампаний в новостях 9. Закон о выборах и Положение ЦИК по аккредитации СМИ подразумевают, что освещение кампаний кандидатов фактически может быть приравнено к «участию в предвыборной агитации». Журналисты рассказали ММНВ, что они воздерживаются от освещения избирательной кампании, чтобы не нарушать закон, который, по их мнению, позволяет только проведение агитации на договорной основе путем оплаты из избирательного фонда.
В рамках ограниченного объема освещения избирательной кампании, телевизионные станции были явно пристрастны 10. Дополнительные 2,7 часа освещения на обоих каналах общественного телевидения Президента Атамбаева, который фактически вел агитацию за г-на Жээнбекова, обеспечили последнему явное преимущество.
Охваченные мониторингом газеты и онлайн источники также не предоставили достаточного объема освещения и временами проявляли пристрастность, хоть и в меньшей степени.
Положительно, теледебаты предоставили возможность для избирателей получить информацию о кандидатах, которые иначе были практически невидимы для избирателей, и представить свою программу. Это способствовало большему плюрализму. Тем не менее, это не уравновешивает отсутствие достаточной, непредвзятой и аналитической информации для избирателей.
1. Замечания общего порядка КПЧ № 34 2011 г. к МПГПП. В декабре 2015 г. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ заявила, что «чрезмерные штрафы за причинение вреда чести и достоинству являются угрозой свободе СМИ в Кыргызстане». См. также часть 61 Кодекса Венецианской Комиссии о надлежащей практике в избирательных вопросах 2002 г
2. 5 октября суд вынес решение о присуждении г-ну Жээнбекову 10 млн. КС (124,700 евро) по иску о защите чести и достоинства к Информационному агентству «24.kg» и журналисту Кабаю Карабекову. Иск был подан после того, как г- ну Жээнбекову, в результате жалобы на «24.kg» в ЦИК 15 сентября по тому же делу, была предоставлена возможность опровержения и статья была удалена c интернет сайта. Статья намекала на обеспокоенность российских секретных служб в связи с предполагаемыми связями братьев г-на Жээнбекова с арабскими экстремистскими группировками. В числе последних дел также присуждение Президенту Атамбаеву в общей сложности 27 миллионов сомов (336,600 евро) в августе и сентябре 2017 года по искам, поданным Генеральной прокуратурой в его защиту к НПО “ProMedia”, владеющей новостным сайтом «Zanoza»
3. Для «участия в предвыборной агитации» — продаже рекламного времени или площадей, а также для освещения деятельности ЦИК, СМИ, включая онлайн издания, должны получить аккредитацию ЦИК. 4 октября ЦИК внесла изменения в Положение об аккредитации СМИ, о том, что в случае нарушения СМИ законодательства ЦИК выносит письменное предупреждение и может отозвать аккредитацию только в случае неоднократных нарушений. 9 Августа ЦИК удовлетворила жалобу г-на Бабанова и отозвала аккредитацию интернет издания «chagylgan.kg». Далее данное дело было также направлено в прокуратуру. Интернет ресурс опубликовал статью, где предположил, что агитационная компания кандидата Бабанова финансируется организацией, которая в некоторых странах, включая Турцию, считается террористической.
4. Ст. 299.1 УК не определяет четким образом «возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды» как «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию», как требует ст. 20.2 МПГПП. Более того, данная статья не сформулирована с достаточной точностью, чтобы дать возможность людям регулировать свое поведение и, как таковая, не соответствует ст. 19.3 МПГПП (см. Замечание общего порядка КПЧ №34 к МПГПП, п. 25)
5. Г-н Сапанов был осужден за публикацию книги, которая, по мнению суда, призывала к объединению тюркских народов, но в то же время разжигала межрелигиозную вражду
6. 29 сентября общественный телеканал КТРК посвятил 7 минут прайм-тайм освещению обращения кандидата Бабанова к этническим узбекам в г.Ош 28 сентября. Для сравнения, события общественной важности, такие как осуждение Сапанова, не освещались в новостях каналов «КТРК» и «ЭЛТР»
7. По данным Всемирных статистических данных, количество пользователей интернета в стране составляет 34,5%
8. С 10 сентября по 13 октября МНВ БДИПЧ/ОБСЕ проводила количественный и качественный мониторинг освещения в прайм-тайм и публикаций о политических деятелях на 4 каналах и в 3 печатных изданиях: общественных «КТРК» и «ЭЛТР», коммерческих «НТС» и «7 канал», газетах «Дело №», «Супер Инфо» и «Вечерний Бишкек». МНВ также отслеживала освещение кампании в интернет изданиях «Jalbirak.TV» и «kaktus.media».
9. Около 85% общего оплаченного эфирного времени на этих телевизионных станциях были оплачены кандидатами Бабановым и Жээнбековым.
10. Оба общественных канала «КТРК» и «ЭЛТР» были пристрастны по отношению к г-ну Жээнбекову. В объеме общего времени, отведенного в новостях кандидатам, КТРК посвятил 70, 16 и 6% соответственно г-дам Бабанову, Жээнбекову и Сариеву. Однако 84% освещения г-на Бабанова было негативным, тогда как 88% освещения г-на Жээнбекова было позитивным. 98% освещения г-на Сариева было позитивным. ЭЛТР посвятила 70 и 22% времени в новостях соответственно г-дам Бабанову и Жээнбекову. Однако, в то время как 95% освещения г-на Бабанова было в негативных тонах, 98% освещения г-на Жээнбекова было позитивным. «7 Канал» (формально принадлежит брату г-на Ташиева, но по некоторым сведениям контролируется людьми, близкими к Президенту) посвятил 54, 8, 11 и 12% общего объема новостей соответственно кандидатам Бабанову, Жээнбекову, Ташиеву и Торобаеву. Однако 90% освещения г-на Бабанова было негативным, тогда как 93% освещения г-на Жээнбекова было позитивным. 96% освещения г-на Ташиева было позитивным, 82% г-на Торобаева — негативным. НТС (по некоторым сведениям принадлежит бизнесмену, связанному с г-ном Бабановым) посвятил 39 и 54% новостей соответственно г-дам Бабанову и Жээнбекову. Однако 96% освещения г-на Бабанова было положительным, тогда как 96% освещения г-на Жээнбекова было негативным.