Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Журналистика в Кыргызстане: небезопасная профессия

В данной статье приводится обзор фактов нападений на журналистов, сделана попытка проанализировать и обобщить все кейсы, имеют ли они какую-либо общую тенденцию, либо каждое нападение можно рассматривать как отдельно взятый случай. На эти темы рассуждают как представители официальной власти, так и сотрудники профессиональных медиа-организаций, СМИ. В целом выводы указывают на то, что государству не всегда выгодно раскрывать истинную картину по случаям нападений на работников СМИ.

Статистика статистике рознь

За последние годы в Кыргызстане увеличилось количество нападений на журналистов и данная тенденция наблюдается даже несмотря на то, что в рейтинге свободы слова, ежегодно публикуемом американской правозащитной организацией Freedom House, страна продвинулась вперед.

За последние 6 лет Министерство внутренних дел Кыргызстана зарегистрировало 53 преступления и правонарушения в отношении СМИ и их представителей. За 2011 год зарегистрировано 15 подобных фактов, сообщает представитель пресс-службы МВД Кыргызстана Рахматилло Ахмедов.

По его данным, большинство преступлений в отношении журналистов — грабежи и хулиганства. Также за этот период совершены 3 убийства журналистов, в том числе Алишера Саипова.

«Судебные органы ни одного нападения не признали, что они совершены по профессиональным мотивам», — отметил Р.Ахмедов.

Однако с этим категорически не согласен Марат Токоев, руководитель общественного объединения «Журналисты», который ведет свой учет совершенных нападений и его статистика отличается от официальной, милицейской.

По данным общественного объединения «Журналисты», с 2007 по 2011 годы зарегистрировано 83 случая угроз и нападений на СМИ и журналистов.

«Но это только верхушка айсберга — многие журналисты не обращаются в правоохранительные органы», — подчеркнул М.Токоев.

Действительно, некоторые сотрудники СМИ не обращаются с заявлениями в правоохранительные органы. Многие не верят в эффективную работу отечественной милиции, другие же не хотят связываться с изматывающей рутиной, которая сопровождает следственную работу.

Приведем в пример случай с корреспондентом одного из информационных агентств Азаматом Иманалиевым, который произошел возле Дома правительства во время столкновений между властью и оппозицией 7 апреля 2010 года.

Коллеги журналиста, оказавшиеся очевидцами данного происшествия, рассказали, что вечером 7 апреля А.Иманалиев на профессиональный фотоаппарат снимал события возле Белого дома. Увидев это, двое агрессивных молодых людей стали угрожать журналисту, им не понравилось, что Азамат фотографировал участников демонстрации. Один из них даже вытащил нож и стал вплотную приближаться к журналисту, и неизвестно, как бы все закончилось, если бы не вмешательство окружающих, которые вовремя отреагировали и защитили корреспондента от нападения. А.Иманалиев не обращался с каким-либо заявлением в правоохранительные органы. Он объяснил это тем, что не пострадал, да и к тому же он не надеялся на то, что нападавшие будут задержаны, так как в тот день и несколько последующих эти структуры фактически не работали.

В тот же день, 7 апреля 2010 года, сотрясение головного мозга и многочисленные ушибы получил фотокорреспондент информационного агентства Рейтер по Центральной Азии Шамиль Жуматов.

Он дважды подвергся нападению групп неизвестных лиц. Как утверждают его коллеги, ставшие очевидцами происходившего в центре Бишкека, в первом случае на Ш.Жуматова напала толпа, которая пожелала, чтобы журналист сфотографировал некоего человека, пойманного митингующими и принятого ими за снайпера. А во втором случае из-за профессиональной одежды фотографа — жилетки со множеством карманов — его приняли за правительственного снайпера, расстреливавшего демонстрантов.

На ОБСЕ надейся, а сам не плошай

В Кыргызстане часто случаются митинги, где политические группы, организаторы акций протеста, хоть и заинтересованы в том, чтобы их акции были широко освещены в прессе, но не обеспечивают безопасность журналистов, либо даже не задумываются над тем, чтобы обеспечить безопасность журналистов. Эту функцию на себя взяли международные организации. ОБСЕ раздала 500 специальных жилеток с надписью «Пресса», пытаясь защитить журналистов от нападений. Представитель ОБСЕ в Бишкеке Бурул Осмоналиева считает, что такие жилетки необходимо носить именно во время митингов, и таким образом журналисты обеспечивают собственную безопасность от нападения участников акции или сотрудников правоохранительных органов. Однако, многие представители СМИ, взяв жилетки, по непонятным причинам не пользуются ими, что вызывает удивление Б.Осмоналиевой.

Имеющий большой опыт журналисткой работы, побывавший не в одной горячей точке, освещавший многочисленные акции протеста, директор Центрально-Азиатского представительства газеты «Российская газета» в городе Бишкек Дмитрий Евлашков, считает, что спонтанное нападение на журналиста, исполняющего свои профессиональные обязанности, которые участники акций зачастую совершают под действием чувств и эмоций, просчитать невозможно.

Журналист, который освещает массовые события, должен понимать, что может с этим столкнуться, говорит Д.Евлашков, сравнив такие случаи с каменным обвалом – невозможно предугадать, когда и где он сойдет.

За последние 5 лет общественное объединение «Журналисты» зарегистрировало не менее 30 нападений на журналистов, исполнявших свои профессиональные обязанности.

«Большинство нападений произошло на митингах – там мало кто думает о законности, и находятся много представителей криминала», — сказал М.Токоев.

Однако приходится констатировать, что и во время митингов или акций протеста нападение нападению — рознь. Например, корреспондент газеты «Слова Кыргызстана» Алия Молдалиева тоже пострадала во время митингов, но она сама считает нападение чисто бытовым.

Нападение на нее было совершено 2 ноября 2006 года — это был первый день митинга оппозиции, выступавшей против тогдашнего президента Курманбека Бакиева.

По словам журналистки, 2 ноября около 9 часов вечера, когда она возвращалась домой, на нее напали трое неизвестных молодых людей. Они сбили ее с ног, похитили сумку с деньгами и диктофоном. Ущерб составил около 12 тыс. сомов. Грабителей милиция не нашла до сих пор.

Вероятнее всего, А.Молдалиева стала искушением для преступников в следствие того, что решилась выйти на улицу вечером в одиночку.

Всего, по данным МВД Кыргызстана, с 2005 года в отношении журналистов совершено 12 грабежей. Именно ограбления стали основными причинами нападения на журналистов. Наравне с грабежами идут только факты хулиганства.

Кровавый «коктейль» из смеси «Политика + журналистика»

Для некоторых журналистов нападения заканчивались трагически. Отдельно необходимо рассмотреть случай с убийством Алишера Саипова и нападением на Сыргака Абдылдаева.

М.Токоев и Д.Евлашков в своих интервью высказали мнение, что эти случаи произошли из-за того, что эти журналисты были связаны с политикой — проводили расследования против властей, сотрудничали с оппозиционными политиками.

Эти предположения подтверждают и отец погибшего в октябре 2007 года журналиста А.Саипова, Авас Саипов, и вынужденный покинуть Кыргызстан после нападения, С.Абдылдаев.

Авас Саипов рассказал, что в убийстве его сына имеются политический мотив и профессиональная деятельность.

Как предполагает отец, заказ на убийство его сына поступил из Узбекистана, а осуществили преступление спецслужбы Кыргызстана. Алишер Саипов писал критические статьи против действующего президента Узбекистана Ислама Каримова.

В свою очередь, представитель МВД КР Р.Ахмедов заявил, что убийство А.Саипова раскрыто, и совершено оно было на бытовой почве. Действительно, судебные органы признали виновным и осудили за убийство А.Саипова уроженца Баткенской области Абдуфарида Расулова.

Однако Авас Саипов добился признания невиновности осужденного Расулова. На данный момент дело по убийству журналиста было направлено Верховным судом на новое рассмотрение в Ошский городской суд. Авас Саипов назвал это решение Верховного суда одним шагом к справедливости.

Сыргак Абдылдаев стал жертвой неизвестных вечером 3 марта 2009 года, когда на пересечении улиц Тоголок Молдо — Фрунзе его жестоко избили. Он чудом выжил, получив множественные переломы и травмы, а также потеряв более 3 литров крови.

Факт избиения Абдылдаев связывает с имеющимися у него отношениями с ныне покойным экс-руководителем Администрации президента Медетом Садыркуловым.

Абдылдаев сотрудничал с этим политиком, считающимся очень влиятельным в Кыргызстане, который перешел в оппозицию президенту Курманбек Бакиеву. Абдылдаев считает, что это нападение совершено по указке приближенных Бакиева. После этого нападения, опасаясь за свою жизнь, С.Абдылдаев попросил политическое убежище в Швеции.

В МВД заявляют, что выявили людей, совершивших нападение на С.Абдылдаева.

Если верить МВД, то милиция в данное время усиленно их разыскивает. Но у самого С.Абдылдаева нет информации о ходе следствия.

Абдылдаеву относительно повезло — он остался в живых. Глава объединения «Журналисты» М.Токоев сказал, что журналист, связавшись с политикой, более уязвим, чем тот политик, за которого он выступил: «Политик может себе обеспечить охрану, у него есть влияние. А у журналиста, кроме пера, нет никакой защиты».

По его мнению, именно уязвимость, связанная с работой, и отсутствие защиты привело к тому, что 7 кыргызстанских журналистов уехали за рубеж в связи с угрозами их жизни.

Представитель «Российской газеты» Д. Евлашков считает, что если журналист связался с политикой, то нужно быть готовым к любому развитию событий, что и показывают примеры с Саиповым и Абдылдаевым.

Есть такая профессия — про Родину писать

Тем не менее, по мнению Д. Евлашкова, в целом, работать журналистом в Кыргызстане не опасно, если только не будут повторяться события, подобные 7 апреля 2010 года, когда на площади перед Домом Правительства шли полувоенные действия:

«Журналист, идя на эту работу, должен понимать, что может с этим столкнуться. Задача работодателя — подготовить человека работать в этих условиях», — сказал Д. Евлашков.

По мнению эксперта, представителя ОБСЕ в Бишкеке Бурул Омоналиевой, руководитель или учредитель СМИ, думая о безопасности своего сотрудника, должен обеспечить его, например, экстренными телефонными номерами, по которым они могут получить помощь, и служебной автомашиной. В случае получения повреждений, работодатель должен оплатить лечение в больнице.

Также, по мнению Б.Осмоналиевой, большую роль в общей безопасности может сыграть профсоюз либо объединения журналистов, но таких организаций в Кыргызстане пока нет. «В случае нападения на сотрудника СМИ они должны высказать свою солидарность принятием и опубликованием совместного обращения к властям», — сказала она.

Другую причину в нападениях видит эксперт из МВД, пожелавший остаться неизвестным. Он высказал такое мнение, что в основном преступления против журналистов произошли в бакиевские времена. «Такие преступления оставались нераскрытыми, возможно, из-за того, что власть сама их «заказывала». А в этом обязательно участвовали руководители и представители силовых структур, особенно МВД», — сообщил представитель МВД.

«В настоящее время громких преступлений в отношении журналистов не происходит. А если они совершаются, то МВД уже их не скрывает, даже дает возможность на совместное расследование, гарантированное УК и УПК. Сейчас для МВД нет никакого резона, чтобы скрывать такие факты», — сказал представитель МВД.

Выводы

Разные стороны высказывают разные мнения, но исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы:

«Заказные» нападения на журналистов совершаются крайне редко. В основном журналист становится жертвой, если ввязался с политику на стороне одной из сторон, которой противодействуют могущественные противники. Однако, единичные случаи нападений отличаются крайней жестокостью, вплоть до физического устранения, этому есть несколько примеров — случаи с Алишером Саиповым, Геннадием Павлюком и Сыргаком Абдылдаевым.

Тем не менее, государство в лице МВД не признает, что эти трагические случаи связаны с политикой. О причинах такой позиции можно только гадать. Первая версия, как-то объясняющая такое поведение — правительство или некие высокопоставленные чиновники связаны с этими нападениями.

В подавляющем большинстве случаев, журналисты страдают от случайных грабителей и от нападения участников митингов и пикетов.

Журналисту, дабы избежать нападения во время митингов, надо соблюдать неписанный этический кодекс: если он собирается получить информацию у пикетчиков, то нужно обращаться к ним уважительно, называть их на «Вы». К тому же, прежде чем сделать фотокадр, желательно спросить разрешение. Надо найти организатора и желательно установить с ним контакт.

Кроме этого, само общество должно изменить свое отношение к журналистам. Обычно на каком-либо митинге на сотрудника СМИ совершают нападение, потому что он «не свой», чтобы он не снимал лица участников акции на фото- или видеоаппаратуру. Люди не дошли до такого уровня развития, чтобы понять: журналист делает свою работу.

Во время работы в зоне пикетов или митингов журналисту лучше не надевать драгоценности или блестящие украшения. Ему лучше одеться в неприметную одежду. Девушкам-журналисткам не стоит в сумеречное и ночное время выходить в одиночку на улицу.

Работа журналиста является одной из самых опасных профессий во всем мире, не является исключением и Кыргызстан. Но можно констатировать, что кыргызстанский журналист обычно становится жертвой стечения обстоятельств, чем преднамеренного нападения.

АКИpress//Рыспек Токтоналиев в рамках проекта ОФ «Институт Медиа Полиси» при поддержке Демократической комиссии Посольства США.

http://kg.akipress.org/news:541421