Редакция Vesti.kg побеседовала с активистами из нескольких стран Европы и узнала о том, как иностранные СМИ освещают гендерно-чувствительные темы
Новость об изнасиловании 13-летней девочки сотрудниками милиции в Кыргызстане вызвала широкий резонанс среди общественности. На протяжении года сотрудники правоохранительных органов насиловали девочку и нанесли тяжелейший вред ее здоровью.
Гражданские активисты, правозащитники и неравнодушные граждане требовали должной реакции со стороны первых лиц государства, а также настаивали на жестком наказании виновников.
Чуть позже зампредседателя кабинета министров Эдиль Байсалов, комментируя публикацию пользователя «Твиттера» на вышеуказанную тему, заявил: «Зачем писать и дальше множить боль?».
Своеобразный ответ чиновника вызвал недоумение и даже раздражение среди многих кыргызстанцев, которые восприняли его ответ как призыв к цензуре. В свою очередь, Байсалов прокомментировал свой неоднозначный твит и отметил, что некоторые издания «погружают народ в стресс». Кроме того, замглавы кабмина подчеркнул, что западная пресса пишет о темах, связанных с насилием, «мелким шрифтом и на последних полосах газет».
«Потому что включишь Интернет, и оттуда идет такой поток негатива, сразу через пять минут настроение падает и подрывается вера в жизнь. В других странах такой информационной среды нет. Вы можете поверить мне на слово или нет. Но всю чернуху печатают чернушные, негативные, специализированные сайты. У нас все из-за некомпетентности нашей редакционной политики либо целенаправленной политики ради кликбейтов»,- ответил Байсалов.
«Западные СМИ широко освещают случаи с насилием над детьми»
Рейна Артурова — исследователь и доктор Университета Отто фон Герике в Магдебурге — живет в Германии четыре года и ведет мониторинг по случаям насилия в Германии и других европейских странах.
В разговоре с Vesti.kg Артурова опровергла слова Байсалова о том, что европейские СМИ не акцентируют внимание на новостях о насилии в отношении несовершеннолетних. По ее словам, в Европе нет социальных тем, подпадающих под цензуру. Более того, темы о растлении несовершеннолетних, скорее, наоборот, освещаются более открыто.
«В Европе нет социальных тем, подпадающих под цензуру. По крайней мере, я не натыкалась на газету, где писали бы о насилии мелким шрифтом. […] К сожалению, гендерное насилие не зависит от экономического положения страны, поэтому и в Америке, и в Европе каждая третья женщина подвергается насилию, как и в Кыргызстане. Разница лишь в том, как это освещается в медиа, потому что в большинстве западных стран есть свободные медиа и пресса, которые пишут о насилии открыто и без страха перед чиновниками. Подобные темы легко можно встретить на первых полосах печатных и интернет-изданий»,- сказала Артурова.
Активистка сожалеет, что чиновники в Кыргызстане уделяют недостаточно внимания теме насилия. Артурова убеждена, что своим «бездействием» представители власти «предают гражданские интересы», поскольку количество случаев насилия в отношении несовершеннолетних только растет.
«Ни одно государство мира не сможет процветать и развиваться, игнорируя вопросы безопасности женщин. Во всех развитых странах мира уделяется важное значение вопросам гендерного равенства, миллионные государственные бюджеты идут на поддержку женщин. Открытый разговор и освещение вопросов насилия над женщинами, ужасающий масштаб статистики, открытое освещение судов над такими делами, доступность МВД для комментариев в медиа — вот что должно пугать потенциальных насильников»,- рассуждает Рейна Артурова.
Между тем кыргызстанец, специалист по инновациям и MBA Адмир Курман, проживающий в Великобритании четыре года, также отметил в разговоре с Vesti.kg, что британские СМИ стараются активно освещать проблемы насилия.
«Газеты, конечно, не будут об этом молчать. Они сообщают об этом практически ежедневно. Конечно, некоторые случаи проходят незаметно, но было очень много происшествий в те годы, когда Эдиль Байсалов был послом в Британии, и он должен был хоть что-то помнить, если действительно читал местную прессу.[…] Буквально день назад я читал новость на BBC о том, что 31-летнего мужчину посадили на 41 год за убийство женщины в районе Ист Хэм Лондона в 2020 году. После громкого убийства гражданки Сары Эверард граждане требовали ужесточить законодательство для защиты женщин от насилия, но в Британии уже есть необходимые законы, которые предполагают сильное наказание, в том числе и в отношении сотрудников полиции. Именно поэтому роль прессы важна, поскольку благодаря журналистам люди начинают дискутировать и обсуждать проблему»,- сказал кыргызстанец.
В свою очередь, международный тренер по освещению вопросов гендерного равенства Гульнура Торалиева сказала Vesti.kg, что тема сексуального насилия в Великобритании является самой актуальной в новостной повестке.
«СМИ во всем мире очень широко освещают вопросы и ситуации, связанные с насилием в отношении детей. Исследования, проведённые в Великобритании с 2003 по 2013 годы, которые охватывали большинство газет, и качественных, и таблоидов, показали, что сексуальное насилие в отношении детей становится темой номер один. Журналисты стараются не просто осветить печальные и трагические случаи, но ищут ответы на то, как можно искоренить и предотвратить насилие. Они также участвуют в информационных кампаниях по обучению безопасности детей и родителей. На ТВ случаи похищения и изнасилования детей в сетке вещания чаще стоят на первом месте. С таких новостей нередко начинаются национальные новости»,- прокомментировала слова Байсалова эксперт.
Как британские и немецкие чиновники реагируют на случаи насилия в их странах?
По словам Рейны Артуровой, в каждом социальном учреждении Германии есть отделы по вопросам гендерного равенства и поддержке женщин, где последние получают необходимую помощь.
«Еще со школы детям прививают ответственность, причем не только за свою безопасность, но и за безопасность окружающих людей. Например, в Германии можно позвонить анонимно в полицию, и если ты станешь свидетелем насилия, полиция приезжает быстро. Затем женщина может поехать и пожить в безопасном убежище для жертв насилия, где ей помогут адвокат и психолог, а также другие социальные службы. Убежища для жертв насилия финансируются государством, а не как в Кыргызстане, когда кризисные центры работают в поте лица, потому что не только помогают жертвам насилия, но и ищут постоянно финансирование у доноров. Полиция и чиновники стараются реагировать на эти случаи, потому что за ненадлежащую работу и игнорирование насилия над женщиной они понесут по закону строгое наказание»,- подчеркнула собеседница.
Между тем в Британии бытовая агрессия в сторону женщин побудила назначить Национального руководителя полиции по борьбе с насилием в отношении женщин. Кроме того, пункт «Насилие в отношении женщин и девочек» отнесли к стратегическим требованиям полиции и поставили в ряд с терроризмом, а также организованной преступностью.
«Эти общественные дебаты в стране по вопросу насилия над женщинами, женоненавистничества привели к тому, что недавно был назначен на полную ставку Национальный руководитель полиции по борьбе с насилием в отношении женщин для координации и улучшения национальных полицейских мер. Также добавили «Насилие в отношении женщин и девочек» к стратегическим требованиям полиции и поставили в ряд с терроризмом и организованной преступностью. В настоящее время идет национальная коммуникационная кампания «Enough», которая направлена на изменение отношения людей-очевидцев, которые могут предотвратить насилие»,- ответил редакции соотечественник Адмир Курман.
В Кыргызстане увеличилось число фактов насилия над детьми в два раза
В конце июня текущего года года начальника отдела Службы общественной безопасности МВД Нуржан Адылова в ходе пресс-конференции заявила, что в Кыргызстане количество несовершеннолетних жертв насилия выросло в два раза.
«Если брать насилие над детьми [не только сексуальное. — прим. ред], то, к сожалению, оно увеличивается. В прошлом году было более 250 фактов, в этом более 500», — сказала она, сравнивая показатели первых пяти месяцев.
Статистические данные за 2021 и 2022 годы:
— убийство — в этом году не было/в прошлом 2 факта;
— причинение телесных повреждений — 16/1;
— изнасилование — 20/9;
— домогательство — 7/2;
— принуждение к сексуальным действиям — 1/2.
Эльдос Казыбеков