Вечером 29 мая украинская полиция сообщила о том, что в Киеве в подъезде своего дома был убит российский журналист Аркадий Бабченко. Меньше чем через сутки выяснилось, что он жив, а все произошедшее — спецоперация Службы безопасности Украины (СБУ).
Аркадий Бабченко появился на пресс-конференции, которую днем 30 мая проводил глава СБУ Василий Грицак. Брифинг начался с заявления Грицака о том, что покушение на Бабченко раскрыто: его, по данным СБУ, организовали российские спецслужбы. После этого Грицак заявил, что на самом деле журналист жив, а события накануне были частью спецоперации.
Бабченко извинился перед женой и близкими за то, что не поставил их в известность об операции. По его словам, о подготовке убийства его предупредили месяц назад. «Люди сказали, что есть на тебя заказ. Уже переданы деньги. <…> Показали документы, мои паспортные данные, мою фотографию, которая есть только в моем паспорте. Когда я ее делал, когда получал паспорт», — рассказалжурналист, отметив, что эта фотография есть только в паспортном столе, на основании чего он сделал вывод, что «информация шла из России».
Организатор покушения задержан. По заявлению СБУ, это завербованный российскими спецслужбами гражданин Украины Г.: за организацию покушения он должен был получить 40 тысяч долларов. Исполнителем убийства он якобы предложил стать своему бывшему знакомому из числа ветеранов АТО (сейчас проходит по делу как свидетель), пообещав награду в 30 тысяч долларов, половина из которых была передана авансом. СБУ опубликовала видео задержания подозреваемого. Его лица на этой записи не видно.
По данным СБУ, гражданин Г. имел еще одно задание от российских спецслужб. Грицак заявил, что задержанный на деньги из России должен был закупить 300 автоматов Калашникова, несколько сотен килограммов взрывчатки и большое количество патронов «с целью заложить такие базы с оружием и боеприпасами на территории центральной части Украины». Глава СБУ также рассказал, что заказ на убийство Бабченко был «пробным» и после него организатор преступления должен был устранить еще 30 человек.
МИД России приветствовал информацию о том, что Бабченко жив. Представитель ведомства Мария Захарова назвала это «лучшей новостью», при этом отметив «очевидный пропагандистский эффект» истории (но не пояснив, что это значит). Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев назвал случившееся «провокацией украинских спецслужб», которые хотят «всеми правдами и неправдами опорочить Россию».