Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Правозащитная экспертиза вынесла отрицательное заключение на законопроект депутатов Жогорку Кенеша по ограничению иностранного финансирования местных медиа-компаний.001

В экспертном заключении говорится, что проект закона не отвечает поставленным целям по обеспечению информационной безопасности на территории Кыргызстана и противоречит двум статьям конституции республики, Международному пакту о гражданских и политических правах ООН и ряду национальных законов.

Институт медиа полиси совместно с офисом Freedom House в Кыргызстане провел презентацию заключения и обсуждение инициативы с медиасообществом. Мероприятие было организовано в офисе Представительства IWPR в КР.

Julia VatslavaЮрист Юлия Воцлава, проводившая независимую правозащитную экспертизу, сказала, что в справке-обосновании отсутствуют четкие аргументации, каким образом иностранное участие в местных СМИ негативно влияет на суверенитет и национальную безопасность республики, а также убедительные объяснения о необходимости установления 20-процентного порога иностранного финансирования медиа-организаций в КР.

Экспертиза пришла к выводу, что ограничительные меры законопроекта серьезно пошатнут финансовую устойчивость ряда местных СМИ, сократят информационное пространство и ограничат права граждан на широкий доступ к информационным продуктам.

«Пока в справке-обосновании не будет четко указано, почему конкретные изменения, ограничения являются необходимыми, соразмерными; пока не будут конкретные данные, статистика, правозащитная экспертиза будет давать отрицательные заключения», — сказала на презентации экспертизы ее автор Юлия Воцлава.

Ознакомиться с полным текстом заключения можно по этой ссылке

Помимо противоречивого посыла инициативы, медиаактивисты также отметили о ряде терминологических и правовых коллизий в тексте проекте закона.

img_8426Медиаюрист Института медиа полиси Надежда Алишева заметила, что в законопроекте нет четкого определения что является средством массовой информации, а теле- и радиоканалы перемешаны с теле- и радиовещанием. Непонятно, относятся ли к этому законопроекту отдельные теле- и радиопрограммы, которые выходят с иностранным финансированием или нет, и какова будет ответственность телерадиоканалов, которые выпускают такие передачи в эфир. То же самое касается и веб-сайтов.

В случае неисполнения требований поправок, СМИ может быть ликвидировано.

«Они говорят про ликвидацию СМИ. Мы говорим, что средство массовой информации – это не юридическое лицо, это просто какое-то структурное подразделение юридического лица, — объясняет Алишева. – Они подразумевают из текста, что это юридическое лицо, но это форма распространения, либо, так сказать, объект какой-то, как средство массовой информации».

Директор Центра информационного права Нургуль Абдыкеримова добавила, что со всеми необходимыми терминами депутаты могли ознакомиться в другом законопроекте, разработанный для перехода на цифровое вещание.

Кыргызстан в 2017 году должен полностью перейти на формат цифрового вещания, что требует повышения качества и количества контента местными телерадиокомпаниями. По ее словам, многим местным телерадиокомпаниям будет сложно переходить на цифровой формат без иностранного капитала, и инициатива депутатов губительна.

img_8434«Они не дадут развитию внутреннего рынка СМИ. В связи с тем, что наша страна переходит на цифровое вещание (а это предполагает инвестирование с иностранным участием), сложно сейчас будет. И вот эти моменты нам необходимо будет учитывать», — сказала Нургуль Абдыкеримова.

Абдыкеримова заметила, что изменения в закон «О телерадиовещании» были внесены в Жогорку Кенеш два года назад и до сих пор не приняты, а спорная инициатива депутатов о внесении изменений в закон «О СМИ» разработана несколько месяцев назад и уже принята на первом чтении в конце июня 2016 года.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Директор Института медиа полиси Бегаим Усенова сказала, что информационное поле в Кыргызстане формируется не только местными СМИ, но и зарубежными, которым необязательно иметь офисы в республике. Граждане активно пользуются интернетом, смотрят кабельное и спутниковое телевидение – все они трудно поддаются контролю, и ограничения в иностранном участии местных СМИ не возымеют ожидаемых целей, зато серьезно погубят их развитие и дальнейшее укрепление.

«В век развития технологий мы не можем огородиться от информации. Понятно, что есть проблема с недополучением местной информации. Мы наоборот должны помогать, чтобы местные СМИ развивались, т.е. работа наших депутатов должна быть направлена на то, чтобы содействовать обеспечению доступа к информации о проводимой государственной политике», — отметила Усенова.

«То есть работа депутатов должна направляться на развитие, а не на ограничения, которыми они сейчас якобы хотят решить наши проблемы», — добавила она.

По словам Бегаим Усеновой, сейчас рабочая группа занята разработкой Концепции информационной безопасности КР, но эта инициатива депутатов противоречит тем идеям, которые закладываются в Концепции.

«Ряд членов рабочей группы писали письмо о том, что мы хотели бы, чтобы эти законы рассматривались в связке с Концепцией, которая бы стала неким рамочным документом, определяющий направление, в котором должны приниматься законы, регулирующие деятельность СМИ. На сегодняшний день этого не происходит, напротив, мы видим достаточно сильное лобби, которое пытается вне голоса общественности, СМИ, здравого смысла принимать законопроекты, которые не решают существующие проблемы, а добавляют новые, с точки зрения юридической техники, проблемы», — сказала директор Института медиа полиси.

Усенова призвала кыргызские СМИ быть активными в продвижении своих интересов и поддержать усилия медиасообщества, чтобы донести до авторов, других депутатов о неправильности инициативы.

Авторы законопроекта – четыре депутата: Кожобек Рыспаев и Искендер Матраимов из фракции СДПК, Таабалды Тиллаев и Жыргалбек Турускулов из фракции «Республика — Ата Журт» — игнорируют призывы медиасообщества принять участие в обсуждениях, ответить на накопившиеся вопросы.

21 июня медиасообществом также было проведено общественное обсуждение этих инициатив, по итогам которой была принята резолюция и направлена в парламент (подробнее об этом мероприятии:ссылка).

Правозащитная экспертиза законопроекта «О внесении изменений и дополнений в закон «О средствах массовой информации КР» в скором времени будет представлен общественности.

http://cabar.asia/ru/mediasoobshhestvo-izmeneniya-v-zakon-o-smi-kr-neeffektivny-vredny-i-narushayut-prava-cheloveka/