Эксперты медиаотрасли в ходе дискуссии на специальной сессии форума «Медиа Будущего» «Российские и зарубежные масс-медиа: опыт, реальность, будущее», прошедшей в четверг в РИА Новости, обсудили характерный для российской журналистики метод «копипаста», движение общества к персонифицированным медиа и будущее самой профессии журналиста.
В специальной сессии форума приняли участие более 70 представителей зарубежных и российских средств массовой информации. В рамках мероприятия было представлено 18 докладов о развитии масс-медиа в России и за рубежом.
«Мы с вами сегодня попытаемся заглянуть не только вперед, но и вширь. И сделаем мы это не путем прогнозов и сценарного планирования, а сделаем путем обмена мнениями между докладчиками, представляющими, с одной стороны, необъятные кросс-этнические и кросс-культурные просторы России, а с другой — этническое и культурное разнообразие развивающихся стран мира», — сказал заместитель главного редактора РИА Новости Валерий Левченко.
Директор Международной программы стипендий Фонда Форда в России Оксана Орачева в своем выступлении выразила уверенность, что «профессия «журналист» никуда не денется», останется его ответственность перед читателем. В целом же, по ее мнению, для российской журналистики сейчас характерен метод «копипаст», так как «анализом информации сегодня хотят заниматься немногие».
«Но анализ — очень важная составляющая для журналистов медиа будущего», — подытожила Орачева.
Медиатренер высшей школы журналистики, выпускница международной программы стипендий Фонда Форда Оксана Силантьева согласилась с Орачевой и сказала, что «копипаст» появился из-за потери авторской подачи новостей. «Мы превратили информацию в обезличенность и считаем это журналистикой», — подчеркнула она.
Заместитель главного редактора Associated Press Томас Кент, в свою очередь, отметил, что «именно в обезличенной журналистике нет элемента зависти, а люди в новых медиа счастливее, чем в традиционных… они и воспринимаются более крутыми».
«Однако порой и новые медиа страдают от их собственных проблем, а частности от недостатка доверия», — добавил он.
Продолжая тему новых социальных медиа, генеральный директор Всемирной сети редакторов Бертран Пекери в своем выступлении заявил, что «мы должны подстраиваться под очень личные предпочтения и очень личные запросы. Для масс-медиа нет будущего, это концепт 20-го века, а мы движемся к персонифицированным медиа».
В рамках сессии был проведен круглый стол, на котором четырнадцать выпускников международной программы стипендий Фонда Форда из Бразилии, Перу, Китая, Индии, Индонезии, Филиппин, а также российских регионов: Алтайского края, Калмыкии, Ростова-на-Дону, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы представляли средства массовой информации своих стран. Иностранцы рассказали участникам, что информацию о событиях в России узнают из газет и телеканалов, причем в основном это мировые новости о перемещениях и встречах глав государств.
Значительную часть во всех выступлениях иностранных спикеров занимала тема развития социальных медиа. По их данным, во многих странах в настоящее время наблюдается конвергенция традиционных и новых медиа.
Ответственная за планирование выпуска новостей китайского телеканала China Xinjiang Television Цзин Чзан рассказала о новых тенденциях в области социальных медиа в Китае. По ее словам, новые медиа в настоящее время оказывают наибольшее влияние на область политических трансформаций и играют важную роль в модернизации культуры Китая.
Также докладчики касались вопросов свободы СМИ в развивающихся странах, истории колониальной цензуры, государственного контроля, конституционных ограничений. Доклад редактора отдела «Новости» вэб-портала IBNlive.com информационного агентства GNB Надим Асрар «Индийские СМИ: опыт реальность, будущее» был сосредоточен на проблемах медиа в Индии. Спикер рассказал, что основной проблемой для развития печатных СМИ в Индии является существующий до сих пор процент неграмотного населения, а для электронных СМИ — проблемы с техническим оснащением.
О проблемах с доступом в интернет, нехваткой оборудования говорили и российские докладчики, когда представляли СМИ своих регионов.
«Практически все региональные телеканалы в РФ имеют свои аккаунты в соцсетях, но они не регулярно обновляются, так как никто не знает, что делать дальше с ними», — привел пример главный редактор телеканала «Россия-24.Дон», выпускник программы стипендий Фонда Форда Александр Иванов.
Много вопросов задавали иностранные участники журналистам из Санкт-Петербурга, Калмыкии и Ростова-на-Дону о финансировании региональной прессы. Они пытались понять, за счет чего существуют российские региональные медиа. Оказалось, что проблемы у региональной журналистики во всем мире похожие: недостаток финансирования, борьба с федеральными/национальными СМИ за читателя, а также неудачные попытки выйти в интернет из-за отсутствия понимания как это сделать.
Международный форум «Медиа будущего», посвященный развитию медиатехнологий, влиянию новых и традиционных медиа на общество, а также будущему журналистики, проводится РИА Новости в рамках празднования 70-летия агентства. Специальными гостями форума являются топ-менеджеры ведущих интернет-компаний, основатели крупнейших мировых медиаресурсов, журналисты и известные исследователи в сфере медиа.
http://www.rian.ru/society/20110623/392383269.html