Минкультуры 26 октября решило на два месяца заблокировать сайт издания «Азаттык». Причиной названы «недостоверные сведения» о конфликте на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября, «противоречащие национальным интересам Кыргызской Республики».
«Клооп» поговорил с медиэспертками Эльмирой Токтогуловой и Гульнурой Торалиевой о ситуации с «Азаттыком» и что будет дальше со свободой слова в Кыргызстане.
Про блокировку сайта «Азаттык»
По словам Торалиевой, «Азаттык» всегда подвергается давлению властей в том или ином формате. Она считает, в нынешней ситуации для давления выбрали «надуманный повод».
«Повода ждали, он появился. Истинная причина в том, что власти стремятся сузить поле для плюрализма мнений, скрыть недостатки своей работы, продавить определённые решения, запугать в лице “Азаттык“ другие независимые медиаресурсы и площадки», — говорит медиаэкспертка.
Аналогичного мнение придерживается и Эльмира Токтогулова. Она отмечает, что блокировка сайта «Азаттык» — это «показательный шаг властей по усилению режима автократии в Кыргызстане».
По ее мнению, действия властей, такие как принятие закона о фейках, митинги против СМИ, регулярные инициативы отдельных депутатов по удушению свободы слова, отказ от формата общественного вещания ОТРК и другие — это «попытка подготовить почву для формирования зоны тотальной тишины в стране».
«[Это зона] без альтернативных позиций, без критики власти, без прозрачности решений государственной важности», — говорит она.
Токтогулова подчеркнула, что материал, который как заявили в Минкультуры, стал причиной блокировки сайта «Азаттыка», не содержал языка вражды, как утверждают власти, а сами журналисты давали позиции двух сторон конфликта.
Почему именно сейчас?
Торалиева призналась, что ей остается непонятной логика властей и почему именно материал о сентябрьском конфликте на кыргызско-таджикской границе стал поводом для блокировки.
«Сейчас возникают вопросы — почему решили заблокировать сайт “Азаттыка” спустя более месяца после выхода в эфир той программы? Почему именно сайт “Азаттыка”, а не сайт “Настоящего времени” (они на разных сайтах)? Почему блокировка совпала по времени с решениями по Кемпир-Абаду и активностью оппозиции и гражданских активистов, критикующих власти за непрозрачность решения? Пока что это выглядит как очень неумелый способ заглушить наиболее активные СМИ, в котором действия властей выглядят крайне неприглядно», — отмечает медиаэкспертка Эльмира Токтогулова.
Что будет дальше?
И Торалиева, и Токтогулова считают, что давления на независимые СМИ продолжатся.
«[Такие попытки] не заставят себя ждать. По последним действиям властей — попытки будут достаточно брутальными. Свободу слова станет тяжелее отстаивать», — говорит Торалиева.
Токтогулова же считает, что арест активистов, гонения в отношении журналистов-расследователей, митинги против независимых СМИ — «выглядит как неспособность власти к политическому диалогу, попытка скрыть свои профессиональные ошибки или коррупционные схемы, неумение вести открытую ответственную информационную политику и предоставлять гражданам возможность информативного выбора».
«Агрессия, цензура, платные сторонники и тролли, угрозы убийством и посадка оппонентов в тюрьмы — это не методы настоящих государственников, это путь диктаторов. А они плохо кончают обычно. Думаю, что при таком тренде аресты активистов и закрытие СМИ по надуманным поводам продолжатся, к сожалению», — говорит медиаэкспертка.