«По всей видимости, есть определенное желание депутатов ввести в Наблюдательный совет своих людей для того, чтобы к выборам иметь мощный информационный ресурс», — сказала в интервью ВРС Мария Раснер, директор представительства Internews Network в Кыргызстане.
ВРС: Как вы прокомментируете ситуацию с законопроектом об ОТРК?
Мария Раснер: Только что поступила информация, что, несмотря на определенные договоренности и процедуры принятия законов в Жогорку Кенеше, завтра, 21 апреля, вне графика поставлен вопрос о выносе данного законопроекта на рассмотрение. Хотя по данному вопросу на 26 апреля уже были запланированы открытые парламентские слушания, и профильный комитет в курсе этого.
Слушания были инициированы фракцией «Ата Мекен». Вчера было несколько мероприятий по обсуждению этого законопроекта, где присутствовал автор законопроекта Каныбек Иманалиев, который выступал, выслушал мнение сторон, согласился со многими мнениями и предложениями оппонентов и, тем не менее, сегодня есть такое решение. Оно как гром среди ясного неба. Мне ничего не понятно.
ВРС: В чем, по вашему мнению, подводные камни этого законопроекта?
Мария Раснер: Самый главный подводный камень законопроекта – в случае если он будет принят, действующий Наблюдательный совет будет распущен. Процесс номинации и выбора членов Наблюдательного совета ОТРК начнется заново, и им необходимо будет сформировать руководство ОТРК.
По самым скромным подсчетам, весь процесс реформы будет откинут назад, как минимум, на полгода. Учитывая, что еще предстоят президентские выборы, то можно предположить во что это выльется…
По всей видимости, есть определенное желание депутатов ввести в Наблюдательный совет своих людей для того, чтобы к выборам иметь мощный информационный ресурс.
Есть еще один момент. Существует декрет Временного правительства о создании Общественного телерадиовещания в КР и положение, все это было подписано президентом. Это все имеет юридическую основу, и не должно ставиться под сомнение.
Депутаты же говорят, что они хотят узаконить эти вещи. Как они говорят, они занялись приведением в соответствие решения Временного правительства. В данном случае нет разногласий между декретом и тем положением, которое было принято Временным правительством.
Единственный пункт разногласия в том, что они хотят поменять структуру Наблюдательного совета, потому в декрете было прописано, что Наблюдательный совет, который действует сейчас, избирается на три года, и 15 человек избирается из гражданского общества.
По истечении экспериментального срока, через три года, когда все должно устаканиться, вступит в силу норма, прописанная в том же положении, в том же декрете, соответственно, она прописана и в законе, что Наблюдательный совет формируется из 15 человек: пять человек от президента, пять от парламента и пять от гражданского общества.
Наши парламентарии сегодня хотят ввести в Наблюдательный совет пять своих человек. Они говорят, что как раз будет по одному человеку от каждой фракции. Другое дело, что они не имеют права вводить партийных людей, они заблуждаются, думая, что пять людей от парламента — это пять партийных людей. На самом деле должны быть такие же люди от гражданского общества, но только представлены они должны быть парламентом. Парламентарии, видимо, не дочитали до конца.
Они заблуждаются, думая, что ОТРК станет для них механизмом для достижения политических целей. Мы пытаемся каким-то образом этому противостоять.
ВРС: Что это означает в дальнейшем?
Мария Раснер: Члены медиаорганизаций перестанут быть представлены в Наблюдательном совете. Процедура номинации и избрания членов Наблюдательного совета начнется заново. В прошлый раз процедура заняла очень долгое время, и она была болезненная. Все равно все воспринимают КТР как некий стратегический ресурс.
Перед выборами начнется свистопляска с номинированием людей. Прежде всего, это коснется и зрителя, и слушателя. Мы здесь должны говорить об общественном интересе, потому что если КТР скатится и превратится в политическую картинку баталий в том же парламенте, не думаю, что зрителю будут интересны все перипетии, потому что это не особо касается жизни простого человека.