Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«У нас сложилась такая практика, что чиновники привыкли искусственно засекречивать либо не предоставлять информацию, и им ничего за это не грозит», — сказала в интервью ВРС Марина Сивашева, директор программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Марина Сивашева рассказала о том, какие программы и стратегии Фонд «Сорос-Кыргызстан» будет реализовывать в этом году в поддержку отечественных СМИ: «Прежде всего, в этом году мы будем работать над созданием устойчивого механизма по доступу к информации, потому что проблема с доступом к информации существует не только у рядовых граждан, но и у журналистов в том числе. Тему непредоставления информации я всегда выделяю как ключевую в том, что не развивается медиасообщество, гражданское сообщество. Когда нарушаются права людей в части доступа к информации, они чаще всего не знают, куда обратиться, и в итоге не обращаются никуда. У нас сложилась такая практика, что чиновники привыкли искусственно засекречивать либо не предоставлять информацию, и им ничего за это не грозит. На территории СНГ есть много интересных неправительственных организаций, есть интересный опыт, когда созданы устойчивые площадки по доступу к информации, когда в обществе привита такая практика, что лучше дать информацию, чтобы не попасть под общественное порицание, под критику, а то и под судебное разбирательство. Это опыт Азербайджана, Грузии. У нас в Кыргызстане до этого времени в основном правозащитники занимались доступом к информации, защитой прав, но это разрозненные иски, в частном порядке, это пока не система. Мы хотели бы поработать над созданием такой площадки, куда люди могли бы обращаться».

«В целом ситуацию с доступом к информации я оцениваю как неменяющуюся. Парадокс в том, что у нас есть вполне приличные законы о доступе к информации. Но я всегда говорю о том, что нельзя одним и тем же образом обеспечивать доступ к информации, допустим, для пенсионера и для журналиста. Когда человеку, который по социальной иерархии не работает с информацией, говорят, чтобы он написал запрос, и через две недели информацию ему предоставят, — он может подождать. Но относительно журналиста, его работы, его социального статуса, того, что он делает для общества, тот же подход недопустим. А чиновники абсолютно спокойно включают именно тот же самый механизм, и формально они поступают по закону», отметила Марина Сивашева.

«В прошлом году у нас по одной из программ было проведено исследование, и получилась печальная картина в обеспечении доступа к информации не только для журналистов, но и для населения. Я могу и на основании собственных наблюдений, и на основании экспертного мнения, и на основании исследования говорить о том, что ничего не меняется. Есть какие-то отдельные успехи, достижения, например, группы Нурбека Токтакунова, который в прошлом году много занимался этим вопросом как юрист, как правозащитник. Но нельзя говорить о том, что у нас создан какой-то устойчивый механизм по доступу к информации. У нас нет понимания, почему любой чиновник обязан предоставить информацию, почему нельзя засекречивать информацию, и так далее. Очень просто все огрехи, ошибки списать на журналиста и сказать, что он предоставил непроверенную информацию, и никто не разбирается, почему она непроверенная и дали ли этому журналисту проверенную информацию. Это проблема номер один, она есть и с ней нужно работать», — сказала Марина Сивашева.

Сивашева подчеркнула, что будет уделено внимание развитию региональных и этнических СМИ: «СМИ в регионах выходят очень неустойчиво. Для того чтобы их поддержать институционально, чтобы дать им новый толчок для развития, будет объявлен ряд конкурсов на получение грантов по программе».

«Большой компонент в программе отдан реформе Национальной телерадиокомпании в общественную. По сути дела, избрание наблюдательного совета, директора и двух замов – это еще не есть реформа в ее полном виде. Опыт и практика общественного телевидения – это постепенное, пошаговое реформирование. Мы предполагаем работать с другими донорами, чтобы принять участие в этих реформах. Конечно, это будет возможно только при политической и гражданской воле Национального телеканала, его наблюдательного совета, и при условии, что правительство и депутаты никак не будут в эти процессы вмешиваться. У нас также запланировано вовлечь СМИ в опыт построения гражданского мира в посткризисный период на опыте тех стран, где были сложные этнические конфликты. Мы хотим познакомить наших журналистов с опытом одной из стран, может быть, в Европе, где были тяжелые этнические конфликты, показать, как там СМИ используются для примирения, налаживания диалога, и очень надеемся, что этот опыт будет полезен. Будут контентные проекты — это конкурсы на создание фильмов, роликов, студенческих, школьных газет. В прошлом году у нас запустился проект по созданию передачи новостей через мобильные телефоны. Думаю, что в этом году проект нужно будет поддержать, для того, чтобы люди имели возможность получать проверенную информацию не по слухам, не в тот период, когда традиционные СМИ не срабатывают, а через мобильные телефоны», — рассказала Марина Сивашева.

В заключение интервью Сивашева отметила положительные новшества в работе с другими донорами: «Хотя абсолютно всех потребностей мы охватить не можем, но мы работаем в очень тесной координации с остальными донорами и стараемся не дублировать друг друга, чтобы наши ресурсы, усилия дополняли друг друга, чтобы мы двигались в одном направлении. Такая плотная координация наметилась с прошлого года, когда были ошские события. Есть такое понимание, что нужно работать сообща. Надо понимать, что наш программный бюджет не бесконечный, мы попытались охватить наиболее острые точки», — заключила Марина Сивашева.

http://www.bpc.kg/news/12321-18-01-11