Качество журналистики в Кыргызстане начнет улучшаться, когда СМИ будут сильно зависеть от потребителей. Такое мнение в интервью «Взгляд» выразил председатель правления ОО «Журналисты» Марат Токоев.
12 февраля международная правозащитная организация «Репортеры без границ» (Reporters without Borders) опубликовала ежегодный рейтинг свободы слова и печати Press Freedom Index 2014. Согласно рейтингу, Кыргызстан поднялся на 9 строк и занял 97-е место.
Марат Токоев также считает, что ситуация со свободой слова в республике значительно улучшилась в сравнении с 2010-2011 годами. При этом эксперт отмечает, что в последнее время СМИ Кыргызстана показали, что «в любой момент могут выступать как единое целое».
Вместе с тем эксперт выразил мнение о том, что проблемы в журналистике Кыргызстана все еще остаются. «Многие газеты, издания и телеканалы остаются экономически неустойчивыми, то есть зависимыми от своих учредителей. При этом наши СМИ могут писать о чем угодно, что угодно, то есть присутствует разнообразие мнений, но качество информации все еще низкое. Этические вопросы и профессионализм журналистов остаются проблемой. То есть то, что в мире широко применяется, до нас еще не дошло. В частности, применение мультимедийной журналистики, расследования и журналистика данных еще не развиты», — сказал он.
Марат Токоев продолжил, что большие проблемы возникают и с защитой трудовых прав представителей СМИ. «Есть в этом вопросе подвижки, но иногда они оказываются не в завидном положении. Они это ощущают, и, к сожалению, это влияет на самоцензуру журналистов. Журналисты боятся писать что-то, чтобы не потерять работу», — пояснил он.
Как считает медиа-эксперт, на качество журналистики в республики оказывает влияние устаревшая программа образования, отсутствие учебной литературы на кыргызском языке и снижение количества обучающих семинаров и тренингов.
«Все вопросы упираются в финансирование и отсутствие знаний. Ведь в Кыргызстане до сих пор не рассматривают СМИ в качестве бизнеса. СМИ поддерживаются некоторыми учредителями только для того, чтобы его лучше обслуживали. Много скрытых рекламных материалов печатается в СМИ. То есть у нас журналистика ориентирована больше не на информирование общества о важных событиях в стране, а больше на то, чтобы лучше обслужить тех, кто платит деньги», — заключил Марат Токоев.