Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Жогорку Кенеш ушел на каникулы, напоследок отпраздновав окончание срока созыва в одном из ресторанов Бишкека. По словам депутатов, они разошлись ближе к полуночи, не было ни артистов, ни чиновников, ни даже президента. Мероприятие было организовано от имени спикера парламента Таланта Мамытова.

Однако до того как завершить сессию, ЖК одобрил ряд законопроектов. Редакция Kaktus.media решила вспомнить, какие важные проекты законов парламент принял за полгода, с момента продления своих полномочий из-за отмены итогов голосования на выборах в парламент 4 октября.

Легитимен ли Жогорку Кенеш?

22 октября парламент принял сразу в трех чтениях, а и. о. президента Садыр Жапаров подписал закон, который приводит к переносу парламентских выборов до окончания проведения конституционной реформы.

Тогда правовая клиника «Адилет» заявила, что законность принятия данных поправок вызывает серьезные и вполне обоснованные вопросы ввиду грубых нарушений порядка принятия подобных нормативных актов, включая игнорирование требований закона об обязательном общественном обсуждении законопроектов.

Кроме того, этим законом полномочия действующего парламента фактически продлеваются более чем на семь месяцев, что напрямую противоречит Конституции.

Согласно изменениям, в связи с признанием проведенных 4 октября 2020 года выборов депутатов Жогорку Кенеша недействительными повторные либо новые выборы депутатов Жогорку Кенеша объявляются в соответствии с законодательством, но не позднее 1 июня 2021 года.

В соответствии с Конституцией, действовавшей на тот момент, Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на пять лет по пропорциональной системе. Эта императивная норма устанавливает точный срок полномочий парламента ровно в пять лет, но не в пять лет и семь месяцев. Важно также отметить, что Конституцией не предусмотрены возможности переноса выборов в Жогорку Кенеш, равно как и продления его полномочий, отмечала правовая клиника «Адилет».

Первое заседание депутатов Жогорку Кенеша VI созыва состоялось 28 октября 2015 года. Следовательно, согласно Конституции, полномочия действующего парламента прекращаются 28 октября 2020 года и после этой даты все их решения не будут иметь юридической силы.

Таким образом, подписанный Садыром Жапаровым конституционный закон прямо противоречит Конституции, так как в нарушение положений Основного закона продлевает полномочия Жогорку Кенеша.

Вместе с тем редакция Kaktus.media напоминает, что выборы в парламент не были назначены до 1 июня, так как данную норму эти же депутаты признали утратившей силу.

Референдум и президентская форма правления

9 декабря депутаты одобрили в первом чтении законопроект о проведении референдума по госустройству, инициированный нынешним заместителем председателя кабинета министров — министром экономики и финансов Акылбеком Жапаровым. Документ не прошел обсуждения в профильном комитете, общественное обсуждение и неизвестно, была ли правовая экспертиза, однако большинством голосов — 60 — парламент его поддержал. Только пять депутатов проголосовали против: Омурбек Текебаев, Наталья Никитенко, Рыскелди Момбеков, Дастан Бекешев, Евгения Строкова.

Уже на следующий день, 10 декабря, Жогорку Кенеш принял законопроект во втором и третьем чтениях. На заседании присутствовали 64 депутата, четыре из них — Дастан Бекешев, Наталья Никитенко, Айсулуу Мамашова и Каныбек Иманалиев — проголосовали против.

А ближе к полуночи исполняющий обязанности президента, спикер Жогорку Кенеша Талант Мамытов подписал закон «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики на 10 января 2021 года».

На референдум выносился вопрос относительно выбора формы правления в республике:

  • президентская республика;
  • парламентская республика;
  • против всех вариантов.

Как вы помните, 10 января прошел референдум, явка граждан была обеспечена выборами президента и составила 39,12%. В итоге 81,3% пришедших на участки избирателей отдали предпочтение президентской форме правления и выбрали будущее для всей страны.

Референдум и новая Конституция

3 марта депутаты проголосовали за проведение 11 апреля референдума по новой Конституции, которая менялась из-за новой формы правления в Кыргызстане — президентской.

При обсуждении проекта закона несколько депутатов заявили о нарушении регламента и подлоге. По их словам, не были соблюдены требования при опубликовании документа для общественного обсуждения.

Кроме того, Дастан Бекешев заявлял, что инициаторами новой Конституции являются Акылбек Жапаров, Марлен Маматалиев, Бактыбек Турусбеков и Мирлан Бакиров. А остальные 80 человек, которые якобы подписывались под проектом, на самом деле ставили свои подписи под другим законопроектом. Листы с их подписями просто прикрепили к сопроводительному письму, отметил Бекешев.

Однако когда мы изучили эти документы, выяснилось, что сопроводительное письмо датировалось 1 марта 2021 года. А под письмом якобы подписался депутат Алмазбек Акматов. Но он, к сожалению, скончался за день до этого, 28 февраля.

Также под письмом, как оказалось, «подписался» Максат Сабиров, который еще 24 февраля сдал мандат и улетел в США.

Но тем не менее законопроект в первом чтении протащили 87 депутатов, против были только девять.

 

11 марта проект был поддержан во втором и третьем чтениях: 94 депутата проголосовали за, шесть — против.

 

11 апреля всеми правдами и неправдами референдум состоялся. Тогда удалось обеспечить явку в 36,66%, что позволило считать голосование состоявшимся. А уже 5 мая, в День Конституции, президент Садыр Жапаров подписал новый Основной закон республики.

Скандальный закон Асылбаевой

Законопроект депутата Гульшат Асылбаевой, который изначально назывался «О манипулировании информацией», предполагал под видом борьбы с фейками дать Минкультуры право, самостоятельно определяя, где правда, а где ложь, до решения суда блокировать сайты и соцсети. Так вот, он был одобрен во втором и третьем чтениях еще 25 июня 2020 года, в последний день сессии, вместе с другой сотней (!) проектов законов и постановлений. В тот день 79 депутатов поддержали документ, 10 высказались против.

 

Принятый парламентом проект, как того требует законодательство, был отправлен президенту на подписание. Однако глава государства Сооронбай Жээнбеков, не подписав его, отправил на доработку.

«Разумеется, я следил за ходом обсуждения данного законопроекта как в парламенте, так и за его пределами, в социальных сетях. Есть и сторонники проекта, и его противники. Моя позиция заключается в том, что такой закон нужен в нашей стране», — рассказал он 25 июля в эфире «Биринчи радио».

В целом я поддерживаю основную философию тех, кто инициировал этот закон, и тех, кто его поддерживает, — необходимость борьбы с фейковой информацией. Я ознакомился с аргументами обеих сторон. Резюмируя, скажу, что такой закон нам нужен. Но над ним следует еще поработать.

Дорабатывала проект согласительная группа уже в этом сессионном году. Проект стал называться «О защите от недостоверной (ложной) информации». 30 июня депутаты отклонили согласованный вариант. Тогда не хватило всего два голоса, чтобы законопроект был принят.

 

Однако Садыр Жапаров, пригласив депутатов в резиденцию, попросил их переголосовать за документ и одобрить. Их реакция не заставила себя ждать, и уже 28 июля парламент выполнил просьбу главы государства: против проголосовали всего пять депутатов.

ЧС в экономике

27 июля, под занавес внеочередной сессии Жогорку Кенеша, министр Акылбек Жапаров принес на заседание комитета по экономической и фискальной политике законопроект, позволяющий ввести чрезвычайную ситуацию в экономике. Не стесняясь, он попросил депутатов одобрить проект сразу в трех чтениях, при этом они его нигде не обсуждали и даже не читали.

Жапаров сообщил, что ЧС в экономике будет введена при наступлении одного и более нижеследующих случаев в экономике страны, при которых:

  • ежемесячный рост уровня индекса потребительских цен в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем превышает в среднем 3,5% в течение трех месяцев подряд;
  • уровень государственного долга по отношению к ВВП превысил допустимый предел на 20 процентных пунктов от установленного предельного значения;
  • резкое сокращение индекса физического объема отраслей экономики, формирующих ВВП, на 20% в течение трех месяцев;
  • значительное сокращение внешнеторгового оборота на 20% в течение трех месяцев;
  • снижение объема налоговых платежей на 20% в течение трех месяцев от установленных планов;
  • ухудшение инвестиционного климата, рост оттока прямых иностранных инвестиций на 20% в течение двух кварталов;
  • введение чрезвычайной ситуации и/или чрезвычайного положения в установленном порядке, результаты которых повлекли ущерб экономике страны, и ликвидация его последствий.

ЧС в экономике предполагает полную свободу для кабинета министров распоряжаться 20% всех доходов и расходов бюджета в течение шести месяцев.

Как вы уже знаете, парламент это не смутило, и депутаты, идя на поводу у кабмина, поддержали проект в трех чтениях.