Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Комитет по защите журналистов (КЗЖ) выступил с критикой приговоров, вынесенных в конце октября бывшим главам телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ»: они получили заочно по 20 и 14 лет лишения свободы за, в том числе, «возбуждение межнациональной розни».

Базирующийся в Нью-Йорке комитет назвал обвинения против бывшего главы «Ош-ТВ» Халила Худайбердиева и бывшего главы «Мезон-ТВ» Джавлона Мирзаходжаева «беспочвенными» и «сфабрикованными».

«Вина обоих в том, что весной 2010 года их телеканалы показали в прямом эфире митинг протеста против свергнутого президента Курманбека Бакиева.На этом митинге, лидеры узбекской диаспоры призывали народ воздержаться от насилия и поддержать переходное правительство Розы Отунбаевой», —пишет КЗЖ.

У властей Кыргызстана была своя версия тех событий — по мнению правосудия, вещавшаяся в прямом эфире на телеканалах речь лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова содержала призывы к сепаратизму и межнациональной розни, что, как считают власти, в последствии привело к межэтническому конфликту между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана в июне 2010 года.

Городской суд Джалал-Абада признал 28 октября Худайбердиева и Мирзаходжаева виновными, в том числе, в «организации массовых беспорядков, сепаратизме, возбуждении межнациональной розни, создании незаконного вооружённого формирования».

КЗЖ считает, что власти Кыргызстана сделали это «в отместку за [их] журналистскую деятельность».

«На встрече в Нью-Йорке с представителями правительства Кыргызстана в мае этого года, представитель КЗЖ спросил у кыргызских чиновников является ли освещение в СМИ митингов протеста уголовно-наказуемым деянием в их стране. Мира Карыбаева, представитель президентской администрации, дала отрицательный ответ. Несмотря на это, Карыбаева не смогла внятно объяснить причину уголовного преследования Худайбердиева и Мирзаходжаева», — пишет на своём сайте КЗЖ.

Худайбердиев и Мирзаходжаев — этнические узбеки — получили свои сроки в один день вместе с ещё четырями узбеками, обвиняемыми в причастности к прошлогодним беспорядкам.

Обвинения «абсурдны»

Сам Джавлон Мирзаходжаев говорит, что до апреля 2011 года он не знал, что против него заведено уголовное дело, и что следователь по этому делу утверждал, что он и Худайбердиев проходят по этому делу исключительно как свидетели.

Мирзаходжаев, как и Худайбердиев покинувший территорию Кыргызстана и получивший срок заочно, указал в интервью КЗЖ на этнический окрас приговоров против журналистов, освещавших межэтнический конфликт.

«В апреле этого года, как по заказу, в подконтрольных властям СМИ была опубликована информация о том, что начинается заочный судебный процесс над узбекскими лидерами и журналистами, с точными указаниями статей уголовного кодекса», — говорит Мирзаходжаев.

Он утверждает, что вещавшиеся на канале «Мезон-ТВ» в мае 2011 года выступления Батырова не содержали антиконституционных призывов.

Эти события произошли через месяц после свержения президента Курманбека Бакиева и сразу после того, как сторонники временного правительства изгнали из здания Джалал-Абадской обладминистрации захвативших его сторонников свергнутого президента.

«Каждый день, вплоть до начала июньского конфликта, мы передавали в эфир выступления представителей регионального правительства, которые призывали людей поддержать [Розу] Отунбаеву [тогда главу временного правительства] и ее переходное правительство, призывали не поддаваться на провокации со стороны бакиевского окружения и воздержаться от насилия», — утверждает Мирзаходжаев.

«Следуя логике следствия, если Мезон ТВ обвиняется в сепаратизме, то власти Кыргызстана должны предъявить эти обвинения самим себе, а не нам, журналистам. Мы лишь показывали их собственные выступления», — добавил он.

«Мезон-ТВ» перестал работать после этнического конфликта — в 2010 году он перешёл в собственность другим владельцам, имена которых «Клоопу» установить не удалось, был переименован в «Башат-ТВ» и перешёл с узбекоязычного вещания на кыргызоязычное, оставив, таким образом, город Ош — в котором узбеки составляют до 40 процентов от общей численности населения — без узбекоязычного телевидения.

Официальный Ош: они дестабилизировали ситуацию

В политической среде Кыргызстана отношение к бывшим главам «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» неоднозначное.

Ошская мэрия утверждает, что материалы, выходившие в эфир на этих телеканалах, «дестабилизировали» ситуацию в стране.

«До июньских событий [этнический конфликт 2010 года] мэр города Ош Мэлис Мырзакматов не раз просил владельцев телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» не давать в эфир материалы, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в стране», — говорит Гулжан Ажыматова, пресс-секретарь ошской мэрии.

«Расследованием июнских событий занимались компетентные органы, под контроль которых также попала и деятельность СМИ до июньских событий, так как роль СМИ в обществе очень большая. Мэрия города Ош считает, что СМИ должны работать во благо общества, а не во вред», — заявляет она.

Ажыматова не согласна с обвинениями в адрес ошских властей о притеснении узбекоязычных СМИ после этнического конфликта.

«На сегодняшний день печатается областная газета на трех языках [кыргызском, русском и узбекском — прим. ред.]. Также две страницы каждого номера газеты «Ош шамы» отведено именно публикациям на узбекском языке», — говорит она.

Признавая тот факт, что в Оше не осталось узбекоязычных телеканалов, Ажыматова утверждает, что ситуация исправится.

«Телеканал «Ош-ТВ» в будущем планирует давать материалы на узбекском языке», — утверждает она.

Депутаты расходятся во мнении

С приговором по отношению к Худайбердиеву и Мирзаходжаеву согласен и депутат от партии «Ата-Журт» Жаныш Кудайбергенов.

«Надо было корректировать интервью Кадыржана Батырова, у него [Мирзаходжаева] большой опыт работы и тут показывает такое. Надо думать о том, что народ подумает после этого интервью», — говорит депутат.

Кудайбергенов считает, что Кыргызстану достаточно средств массовой информации только на кыргызском и русском языках.

«Мы должны [уметь] понимать на кыргызском и русском языках. Почему должна быть именно узбекская пресса? Ведь у нас есть и другие нации: уйгуры, дунгане, таджики», — говорит Кудайбергенов.

С ним не согласна депутат от социал-демократов Ирина Карамушкина, которая считает суд над телевизионщиками «ангажированным».

«Моё мнение — приговор слишком суров», — сказала Карамушкина.

«Я сомневаюсь в том, что он [Мирзаходжаев] причастен ко всему тому, в чем его обвиняют», — говорит депутат от СДПК.

Медиа-эксперт Акмат Алагушев считает, что в трансляции митингов не может быть преступления, а также удивляется заочному осуждению экс-глав телеканалов.

Правозащитник из Джалал-Абада Эгамберды Кабулов и вовсе считает, что суд поддался «националистическим настроениям».

«Обвинения, выдвинутые судом, не обоснованы ничем. Суд делал свои выводы исходя из националистического настроения — нужно было обвинить всех узбеков, в том числе и известных людей, во всех смертных грехах», — говорит Кабулов.

Правоохранительные органы Кыргызстана не публиковали каких-либо официальных заявлений по поводу этого суда и остаются недоступными для комментариев.

Споры о том, призывал ли Кадыржан Батыров к сепаратизму в своей речи в мае 2010 года, не утихают в Кыргызстане до сих пор.

В то время как правосудие заявляет, что Батыров призывал к сепаратизму, международные эксперты, включая главу комиссии по расследованию событий на юге Кыргызстана Киммо Кильюнена, уверены в том, что слова Батырова были неверно интерпретированы этническими кыргызами на юге страны.

«Транслирование речей Батырова узбекскими телевизионными каналами […] разозлило кыргызов. Даже если большинство людей не видели ни того, ни другого, слухи сделали свое дело в описании речей как призывов к автономии, слова, которые никогда не произносились Батыровым», — утверждала комиссия Кильюнена в своём отчёте.

Источник KLOOP.KG