Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, кыргызстанские издания по-прежнему далеки от требований международной журналистики – честной и ответственной. К такому выводу пришли эксперты, которые провели мониторинг печатных СМИ республики.
«Вместе с тем наблюдается и тенденция постепенного уменьшения тиражей изданий, что объясняется спадом интереса к бумажной продукции в свете распространения Интернета, а также, на наш взгляд, всевозрастающей потребностью в качественной журналистской продукции на рынке Кыргызстана. Таким образом, руководители изданий и журналисты должны сделать соответствующие выводы и искать новые, более современные форматы своей деятельности», — говорится в финальном отчете за 2015 год.
Всего в мониторинг включили 32 газеты (10 русскоязычных и 22 кыргызскоязычных). Из них 25 – еженедельные, пять выходят два раза в неделю и две – три раза в неделю.
Медиаэксперты проанализировали эти издания на предмет нарушения норм законов КР «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР», а также соблюдения требований Этического кодекса журналистов (ЭКЖ) КР.
«По сравнению с 2012 годом, когда проводились масштабные исследования всех без исключения изданий, выходящих на территории Кыргызстана, включая местные газеты, анализ 2015-го показал позитивные сдвиги: журналисты и СМИ становятся более ответственными при подготовке материалов, стараются соблюдать нормы законодательства в сфере СМИ и ЭКЖ», — отмечается в документе. На взгляд экспертов, это вызвано двумя причинами.
Во-первых, многочисленные судебные иски государственных чиновников и простых граждан к отдельным журналистам и СМИ о нанесении ущерба чести, достоинству и деловой репутации достигают своей цели. Редакции и журналисты, проигрывая большинство исков, вынуждены платить крупные денежные штрафы и тратить время и нервы на бесконечные судебные разбирательства и действуют уже более осмотрительно, в рамках закона и ЭКЖ.
В-вторых, на смену старому поколению журналистов приходят молодые специалисты, получившие современное образование по международным стандартам этической журналистики. Дают положительные результаты и многочисленные обучающие тренинги, семинары, а также резиденции по итогам мониторинга с привлечением опытных и авторитетных тренеров и журналистов.
«Вместе с тем почти все издания, независимо от формы собственности и политической ориентации, продолжают нарушать нормы этической журналистики и требования Закона КР «О средствах массовой информации». Абсолютное большинство нарушений приходится на следующие статьи ЭКЖ: №17 («Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно». Несоблюдение этих требований ведет к однобокости, необъективности материала, ставит под сомнение его достоверность) и №10 («Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга». Во многих публикациях данная норма не соблюдена, читатель вводится в заблуждение, принимая суждения и предположения автора публикации за факты, что может быть использовано в чьих-либо интересах)», — говорится в отчете.
Особо отмечается тот факт, что «кыргызстанские журналисты откровенно пренебрегают элементарными правилами профессиональной этики, часто нарушая нормы статьи 22 ЭКЖ: «Журналист не должен сводить личные счеты через СМИ» и статьи 23: «Журналист не должен наносить ущерб своим коллегам, должен уважать их честь и достоинство». «С сожалением приходится констатировать, что журналисты и даже редакции, используя собственное издание, ведут между собой «войну», безжалостно обвиняя и обливая друг друга грязью, что противоречит нормам профессиональной этики и солидарности. Это особенно ярко проявилось во время скандала вокруг газеты «Вечерний Бишкек», когда коллеги по цеху тенденциозно и с однобоким усердием устраивали травлю сотрудников «Вечерки», — пишут авторы мониторинга.
Анализ проводили общественный фонд «Центр медиаразвития» и Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ.