В стране наметилась тенденция, когда журналисты избегают освещения острых тем дабы не рисковать. Анара Юсупова, Бишкек
Закрытия газет и нападения на отдельных работников СМИ ограничивают свободу прессы в Кыргызстане, государстве, в котором медиасреда некогда считалась самой либеральной среди всех стран Центрально-азиатского региона.
Целый ряд газет были вынуждены свернуть свою деятельность за последние пару лет, начиная с известной газеты «De-Факто», редактор которой, Чолпон Орозбекова, попросила политического убежища за границей после закрытия газеты весной 2008 года. Другой редактор, Бермет Букашева, в прошлом году покинула страну, и ее оппозиционная газета «Лица» под новым руководством сменила свою политическую направленность.
Общественно-политическая газета «Ачык Саясат» распалась летом 2009 года. Следом за ней из-за финансовых трудностей прекратила свое существование газета «Репортер-Бишкек», а газета «Учур», которой был предъявлен судебный иск на крупную сумму по обвинению в клевете, находится на грани закрытия.
По данным Министерства внутренних дел, за период с 2005-го по 2009 год в отношении работников СМИ совершено и зарегистрировано 28 преступлений и правонарушений, по 23 фактам принято решение о возбуждении уголовных дел. Лишь несколько крупных дел были раскрыты, в то время как остаются нераскрытыми два убийства журналистов – Алишера Саипова в 2007 году и Геннадия Павлюка в декабре 2009 года.
Между тем, длинный список случаев нападений на отдельных журналистов лишь за последние 12 месяцев заставляет задуматься. По данным неправительственного Института медиапредставителя, за последние четыре года было совершено 60 нападений на журналистов в Кыргызстане.
В связи с некоторыми из этих нападений всплывают названия некоторых закрытых газет. Например, в марте был избит и получил ножевые ранения политический обозреватель газеты «Репортер Бишкек» Сыргак Абдылдаев, а в июне неизвестными был ранен заместитель директора «Ачык Саясат» Абдивахаб Мониев.
Статистика несчастных случаев за последний год включает в себя нападение и ограбление Елены Агеевой и Улугбека Бабакулова – сотрудников газеты «Московский комсомолец» в Кыргызстане – в марте 2009 года; нападение на редактора газеты «Трибуна» Ырысбека Омурзакова в мае; серию нападений в ноябре и последовавшие за ними угрозы расправы в адрес Кубаныча Жолдошева, репортера газеты «Ош Шамы» на юге страны; а также избиение Александра Евграфова, репортера новостного агентства «БалтИнфо», в середине декабря.
За последние 12 месяцев были зарегистрированы два смертельных случая. Геннадий Павлюк, журналист из Кыргызстана, был убит в Алматы в декабре 2009 года. Он был связан и выброшен из окна многоэтажного дома. Друзья и коллеги журналиста подозревают, что его смерть была как-то связана с его деятельностью в Кыргызстане, где он занимался созданием связанного с оппозицией веб-сайта.
Алмаз Ташиев, журналист в Ноокате, городе на юге Кыргызстана, умер в больнице в июле 2009 года. За неделю до этого его сильно избили. Восемь милиционеров подозреваются в причастности к избиению Ташиева. 25 февраля судья в Ноокате дал двум милиционерам, обвиненным в нападении, по два года условно.
(Больше о проблемах безопасности, с которыми сталкиваются СМИ, читайте в статье Кыргызстан: беспокойство по поводу журналистской безопасности, Проект по правам человека в Центральной Азии, 9 февраля 2010 года.)
Столь многочисленные нападения на журналистов заставили посольство США и представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ призвать власти Кыргызстана к действиям.
Ряд журналистов в стране считают, что ситуация со СМИ сейчас хуже, чем была 10 дет назад или даже пять лет назад, когда к власти в результате «тюльпановой революции» пришел действующий президент страны Курманбек Бакиев.
«После обретения независимости [в 1991 году] мы сделали огромный шаг вперед в развитии СМИ, теперь, похоже, делаем два шага назад», — сказала IWPR Бермет Букашева, в данный момент проживающая в США.
Журналист из города Оша на юге страны на условиях анонимности сказал IWPR: «Состояние свободы слова в Кыргызстане крайне низкое. После революции мы наблюдали беспрецедентный прессинг СМИ и журналистов. Были закрыты многие газеты, журналистам угрожали, жестоко избивали и убивали. В этой связи я не чувствую себя в безопасности, я даже сейчас не могу полностью раскрыть свое имя».
Как и многие представители СМИ, опрошенные для данной статьи, журналист из Оша сказал, что перестал писать на политические темы, потому что это может иметь негативные последствия, и переключился на освещение социальных и экономических вопросов.
«Когда убили Алишера Саипова, мы получили сигнал, а теперь, после убийства Геннадия Павлюка, все стало предельно ясно. В стране обесцениваются свобода слова и человеческая жизнь», — сказал журналист.
Александр Кулинский, председатель Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ, независимого саморегулирующегося органа, подтвердил, что многим журналистам не понаслышке знакома самоцензура и что они избегают неприятных тем.
«Одними из опасных и даже запрещенных тем на сегодняшний день являются темы об энергетике и исламском религиозном терроризме. Если писать на эти темы, то будет много проблем, а то и побить могут, — сказал Кулинский. – На этом фоне самоцензура увеличилась».
Вопрос о степени, до которой высшие чиновники могут быть замешаны в преследовании независимых СМИ, вызывает жаркие споры.
«В Кыргызстане существует физическая опасность для тех журналистов, кто осмеливается критиковать власти, — заявляет Букашева. – Если милиция бессильна в раскрытии наиболее резонансных преступлений, значит, за этим стоит кто-то всемогущий».
Политолог Марат Казакпаев комментирует сложившуюся ситуацию: «Такая ситуация в СМИ не красит имидж правления действующего президента Бакиева. [Властям] необходимо провести расследование всех случаев нападений и убийств работников средств массовой информации».
Другое видение ситуации предложил Сергей Масаулов, директор Института стратегического анализа при президенте. «Все эти нападения на представителей СМИ инициированы противниками власти», — сказал он IWPR.
Масаулов утверждает, что власть «заинтересована, чтобы в стране была и оппозиция, и свободная пресса», и говорит, что «безопасность журналистов – это очень важный момент», которым сейчас занимается Секретариат президента.
Кыяз Молдокасымов, главный редактор государственной газеты «Кыргыз Туусу», считает, что в Кыргызстане существует свобода прессы.
«Наши журналисты пишут свободно на все темы», — сказал он. Когда вопрос коснулся журналистской безопасности, Молдокасымов сказал, что «самое главное — это ответственность. Каждый журналист должен тысячу раз перепроверять факты, прежде чем публиковать их».
Молдокасымов указывает на большое количество газет на рынке как на свидетельство процветания СМИ в республике.
Кулинский придерживается другой точки зрения насчет тиражей СМИ. По его словам, тот факт, что журналисты избегают писать на опасные темы, привел к тому, что СМИ стали более развлекательными. «Наибольший тираж в стране имеет газета “Супер-инфо”, в которой вообще нет политических статей, — сказал он. – Вот показатель того, куда уходит журналистика».
Некоторые члены парламента, включая представителей президентской партии «Ак Жол», планируют внести поправки в закон с целью ввести более жесткие наказания за преступления против сотрудников медиасферы.
Галина Куликова из фракции парламентского большинства «Ак Жол» сказала, что ситуация с журналистской безопасностью требует «незамедлительного решения и принятия экстраординарных мер».
Иса Омуркулов из оппозиционной социал-демократической фракции согласен с необходимостью срочного принятия мер: «Журналисты – это глаза и уши общества, поэтому они должны быть в зоне особого внимания и уважения общества, они должны быть особо охраняемы. А те, кто посягает на безопасность журналистов, должны быть наказаны законом очень жестко».
Если предлагаемые поправки будут приняты, Кыргызстан станет первым государством в Центральной Азии, которое предоставит своему журналистскому сообществу особую защиту.
Анара Юсупова – псевдоним независимого репортера в Кыргызстане.
Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией. IWPR несет полную ответственность за содержание данной статьи, которое никоим образом не отражает взгляды стран Европейского Союза.