На сайте Центра политико-правовых исследований (ЦППИ) вышла статья медиаэкспертки Эльмиры Токтогуловой «Третья мировая. Информационная», в которой она рассуждает о роли пропаганды в условиях войны России с Украиной.
В рубрике «Мнение» «Клооп» публикует фрагмент статьи, непосредственно касающийся Кыргызстана (с небольшими редакционными правками и примечаниями).
В Кыргызстане, вставшем на путь гибридной автократии, ситуация выглядит скорее очень плохо, чем плохо. Наличие (надолго ли?) частных СМИ балансирует пропагандистское вещание государственных местных и российских ТВ-каналов, предоставляя аудитории спектр мнений и позиций, альтернативные источники.
Однако общий тренд сжимания поля свободы в медиапространстве очевиден.
Принят закон о фейках, направленный в первую очередь на погашение критики и свободы слова в Сети; парламент принял закон о прослушке граждан ГКНБ, который ожидает подписи президента Жапарова. Независимые расследования не имеют эффекта в принятии решений, а сами расследователи преследуются и задерживаются, все время получая угрозы.
На днях местная милиция возбудила дело против митингующих у посольства России в Бишкеке, основываясь на жалобе жильцов и на ноте (!) посольства России, в которой митинги обозначены как «неразрешенные». Запреты на митинги в Бишкеке теперь выдаются в российском посольстве? Мэрия издала распоряжение о запрете митингов в определенных частях города, куда вошло и место возле посольства России в Кыргызстане. И власти города уже начали задержание митингующих против войны и политики Кремля.
Аудитория Кыргызстана остается паствой для российских ТВ, которые и после распада СССР продолжают здесь вещание.
Вразумительных доводов местных президентов-премьеров-депутатов, все эти годы поддерживавших это решение, не было, кроме того, что «у российских СМИ качественные фильмы и шоу, нам никак до них не дорасти», а люди жаждут зрелищ.
Как не вспомнить [авторов теории модели пропаганды] Хомского и Хермана: «…глобальный баланс власти существенно сместился в сторону коммерческих систем, … развлекательные медиа стали прекрасным способом прятать идеологические сообщения».
А в случае с Кыргызстаном развлекательный контент российских СМИ стал притянутым поводом-ширмой для сохранения идеологического влияния России на аудиторию Кыргызстана. В какой стране можно представить, чтобы внешний государственный ресурс вещал свою пропаганду без ограничений, нарушая требования закона о языковом балансе (не менее 50% на кыргызском языке), зарабатывая при этом на рекламе и не платя в бюджет этой страны за вещание? Ответ – в той, которая считает Россию своим главным стратегическим партнером, ежегодно получая миллиардные переводы от трудовых мигрантов, чем закрывает провалы в экономической политике и развитии человеческого капитала.
Ничто так ярко не демонстрирует кыргызстанцам отношение Кремля к официальному Бишкеку, как заголовки новостей в российских СМИ.
Вот, в который раз президент России коверкает имя президентов Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана – не считает нужным запоминать? СМИ, подконтрольные Кремлю, не случайно многократно искажают позицию Бишкека по ключевым событиям, как это было по позиции президента Жапарова в отношении «специальной операции» России в Украине.
Вместо призыва к переговорам, Лента.ру сообщает о поддержке Жапаровым «операции» и невыполнении Украиной Минских соглашений. Затем устами Лаврова* снова повторяют ошибку – о поддержке «операции». Но и Бишкек не дает четкого опровержения, вместо этого – туманные формулировки, либо полное отсутствие реакции. Иначе как отсутствием самостоятельной ясной четкой стратегии внешней политики это объяснить трудно, иначе реакция Бишкека на такие «ошибки» кремлевских СМИ была бы более чем членораздельной.
*Примечание «Клоопа»: В материале «Ленты.ру» информация о «поддержке» Кыргызстаном российской агрессии в Украине не оформлена как цитата Лаврова.
Интересная корреляция сегодня позиций властей центральноазиатских стран и в ситуации с вещанием российских СМИ на их территориях. Для кыргызстанцев неожиданностью стала четкая антироссийская позиция части казахской общественности, резко выступившей за Украину в первые дни вторжения российских войск, выйдя на тысячный митинг в Алматы, с широким освещением в соцсетях и в СМИ. При этом не было разгона или запрета митинга властями.
Официальная Астана не принимала решение о блокировке российских СМИ, но, удивительно – в Карагандинской области Казахстана региональная телекоммуникационная компания «Ремстройсервис» отключила вещание российских федеральных каналов. При этом не ссылаясь на некие технические проблемы, а четко обозначив позицию в официальном аккаунте в Телеграм: «Мы против войны и против пропаганды войны. Поэтому по всем российским, так называемым “федеральным” каналам, мы временно включили вещание канала “Хабар 24″»*.
*Позже «Ремстройсервис» в своем телеграм-канале сообщил о восстановлении вещания российских каналов.
Ташкент четко обозначил свой отказ признавать сепарированные ЛНР и ДНР. В 2021 году узбекские власти заблокировали Skype, Twitter, TikTok, ВКонтакте, Wechat. Основание – принятый в 2019 году закон «О персональных данных», по которому иностранные интернет-ресурсы с этого года обязаны хранить данные граждан Узбекистана на территории страны. Кто отказывается, того блокируют. В разные годы Узбекистан запретил трансляцию ряда российских каналов на своей территории, сохранив вещание ТРК Первый, Россия-24, НТВ и НТВ+, МузТВ, но в платных кабельных каналах.
В Кыргызстане всего лишь десяток лет назад российские каналы занимали первые места в рейтингах, оставив позади местные и западные СМИ.
И сегодня ТРК России в рейтинге не последние. Власти Кыргызстана приняли решение, что российские СМИ входят в бесплатный для аудитории соцпакет цифрового телевидения, которым охвачена вся страна. Оплата этих расходов – из налогов кыргызстанцев. Другие зарубежные ТРК за вещание своего контента в Кыргызстане исправно платят каждый год в казну, без преференций.
При этом события в России и в мире местные зрители видят глазами Соловьева, Киселева, Скабеевой и других строго в рамках информационной политики Кремля. Национальные СМИ на госдотациях не развивают собственную сеть корреспондентов за рубежом, а бюджеты частных СМИ крохотны для таких задач. Кыргызстан таким образом за свой счет предоставил свою часть телеаудитории для плацдарма, на котором развернулась самая масштабная гибридная война современности.
Все СМИ функционируют в рамках пропаганды тех или иных ценностей, но разница в способах подачи и соблюдении профессиональных рамок, без скатывания в уличный жаргон и разборки. Контент российских СМИ, особенно с усилением конфронтации с Западом и Украиной, наполнен пропагандой, нарушением этических стандартов и жестким языком вражды.
Языковые и этические нормы, политкорректность канули в лету, в последние годы дошло до матов, криков и оскорблений оппонентов.
Фейки в новостях и ток-шоу на госканалах стали нормой, угрозы – языком общения. Мониторинг официальных СМИ Украины и материалов западных СМИ не показывает подобный уровень ненормативной лексики и агрессии, тем не менее, и они имеют долю пропаганды и манипулятивных техник – но это тема отдельного материала.
Восприятие «западных и прозападных» СМИ в Кыргызстане вызывает у части граждан резкие рефлексы – от митингов и требований их немедленно закрыть, до судебных исков со стороны чиновников, даже президентов. Причина та же – обвинение в пропаганде, но уже западных ценностей, как то: толерантность (особенно тема ЛГБТ), гражданские права и свободы, смелость критиковать власть, коррупционеров во власти и прочее. К ним же причислены и НПО, и те пользователи Сети, кто, пользуясь свободой слова, критикует власть, или, к примеру – [СССР] и российскую политику.
Критика власти либо коррупции причисляется к разрушению устоев государства, предательству интересов Родины, разжиганию межнациональной розни. «Если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой» – из Оруэлла. Такой масштаб вещания напрямую влияет на формирование общественного мнения в Кыргызстане. Каким образом? На митинги против войны в Украине выходит несколько десятков человек в Бишкеке и еще меньше в Оше – втором крупном городе страны.
Какова позиция остальных кыргызстанцев, особенно властных элит, неясно – либо без разницы, люди смотрят не дальше холодильника и выживают, либо – поддержка России и антизападная позиция. Открытых данных исследований пока нет.
В местном сегменте соцсетей отмечено, что «фабрики троллей», работающие на нынешнюю кыргызскую власть, продвигают установку в поддержку политики России. Аргументация следующая:
- «В России миллионы кыргызских мигрантов, критика России отразится на них негативно и страна останется без их ежегодных миллиардов долларов перечислений».
- «Если не соглашаться с Россией, она спровоцирует очередной военный конфликт на границе Таджикистана с Кыргызстаном и поддержит агрессию против нас».
- «Кыргызстан – маленькое и слабое государство с неустойчивой политической системой, огромным внешним долгом и зависимостью от импорта, уж лучше быть под Россией, чем под Китаем, все равно кто-то нас должен крышевать».
- «Только благодаря России Китай не нападает на Кыргызстан, она наш единственный защитник от Китая».
Контраргументы же антироссийских пользователей следующие:
- «Россия – тонущий корабль, который, затонув, потянет и нас на дно, надо срочно выходить из всех союзов с ней пока не поздно».
- «Вторичные санкции – реальная угроза для Кыргызстана, даже если он сегодня занимает нейтральную позицию».
- «Россия не остановится на Украине, бывшие советские республики – следующие цели в возрождении русской империи, эти призывы не первый год артикулируются политиками и СМИ в России»
- «Кыргызстан должен начать строить свою самостоятельную независимую политику, перестать быть губернией России, для этого есть потенциал – люди, ресурсы, идеи».
Что дальше?
Ситуация в последние дни в информационном пространством России ярко нам показала, что последует за практикой наших чиновников, депутатов, судей, принимающих решение сажать за мнение, за позицию, штрафовать за расследования. Роскомнадзор России максимально приблизился к Министерству правды, а армии сотрудников его должны уже кратно вырасти в численности, чтобы выверять теперь каждую букву в медиа, искать и исправлять правду на новую правду. «Война – это мир»… Читая «1984», мы никогда не думали, что эти слова станут реальностью в 21 веке в стране, пережившей Вторую мировую и самых кровавых диктаторов в мире.
Анализируя стратегию и масштабы кибер-противодействия, антипропаганды в Украине, трудно найти что-либо подобное в решениях кыргызских властей.
Информационная безопасность нашей страны выглядит забытой бумажкой в столах чиновников предыдущих лет, когда ее пытались актуализировать.
Это либо отсутствие понимания угроз, либо молчаливое согласие с долгосрочными действиями внешних спецов по формированию в Кыргызстане почвы для будущего воссоединения имперских осколков.
Это – лишь отрывок статьи Эльмиры Токтогуловой. Ее полную версию вы можете прочитать на сайте ЦППИ.