Несмотря на то, что ситуация со свободой слова в Кыргызстане лучше, чем в других странах Центральной Азии, эксперты говорят, что не стоит обольщаться по этому поводу.
Каждая новая власть в Кыргызстане становится все более нетерпимой к чужому мнению и критике, поэтому ситуация со свободой слова в ближайшие несколько лет может ухудшиться, считает медиаэксперт Гульнура Торалиева.
«Я думаю, что власти не будут оказывать давление на свободу слова напрямую, а будут делать это через суды и руками чиновников, подавая многомиллионные иски и через выкуп СМИ. Да, сейчас президент Сооронбай Жээнбеков не прибегает к услугам генпрокурора по защите своей чести и достоинства, но с другой стороны – за два года его президентства еще не было сильной критики. СМИ и правозащитники пока лояльно относятся к нему, давая шанс проявить себя», – считает Торалиева.
При этом на фоне политического скандала в Кыргызстане деятельность некоторых СМИ казалась под ограничением.
7 августа во время освещения операции в Кой-Таше по принудительному приводу бывшего президента на допрос телеканал «Апрель», принадлежащий бывшему президенту Алмазбеку Атамбаеву, отключили от цифрового пакета и интернет-вещания.
Спустя два дня суд наложил арест на имущество канала и АО «Медиа-Форум», в здании которого он располагался. Арестовано также и имущество ОсОО «Редакция телерадиокомпании «Канал D», больше известного зрителям как «7 канал».
Журналисты и ряд экспертов назвали это давлением на свободу слова и призвали власти Кыргызстана снять арест с имущества «Апреля». При этом представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир подчеркнул, что «знает об исключительных обстоятельствах, при которых было принято решение об аресте, и все же призывает власти пересмотреть его».
В международной организации «Репортеры без границ» считают, что принудительное закрытие телеканала наносит удар по плюрализму СМИ.
«Расследование активов Алмазбека Атамбаева не может быть использовано для оправдания нарушения свободы прессы такого рода, тем более что «Апрель» не обвиняют в нарушении закона. Мы призываем власти отменить эту непропорциональную меру и защитить плюрализм СМИ», – сказал Иоганн Бир, глава представительства «Репортеры без границ» в Восточной Европе и Центральной Азии.
Журналистское сообщество Кыргызстана также осудило арест имущество телеканала.
«Считаем меру пресечения с арестом имущества телеканала и приостановлением его деятельности – чрезмерной и неоправданной, а в соответствии с Конституцией любые ограничения должны отвечать законной цели и быть им соразмерными. В этой связи мы требуем снятия ареста и возобновления вещания телеканала», – говорится в совместном заявлении представителей различных СМИ и медиаорганизаций.
Сейчас оставшиеся без студии и техники журналисты продолжают освещать события в социальных сетях и на сайте канала.
Иски и аресты как инструмент давления на СМИ
Ситуация вокруг телеканала «Апрель» – это показательный, но не единственный случай ограничения деятельности журналистов и СМИ в Кыргызстане.
В 2015 году Генеральная прокуратура подала иск о защите чести и достоинства Алмазбека Атамбаева против журналиста Дайырбека Орунбекова, потребовав с него подъемную для журналиста сумму – 2 миллиона сомов (28,65 тыс. долларов США). Он проиграл тяжбу во всех инстанциях и в отношении него было возбуждено уголовное дело за неисполнение решения суда, но в марте 2017 года нему применили амнистию.
Орунбеков перестал заниматься журналистикой.
В 2017 году одно за другим крупные независимые СМИ получали многомиллионные иски. В основном от генпрокурора Индиры Джолдубаевой, выступающей в защиту президента Алмазбека Атамбаева.
В марте-апреле 2017 года Джолдубаева подала иски на сайт Zanoza.kg и радио «Азаттык». Иски против «Азаттыка» отозвали после встречи директора «Радио Свобода» Томаса Кента с Атамбаевым. А иски против Zanoza.kg Атамбаев отозвал только в 2018 году, после завершения своего президентского срока.
В августе того же года был закрыт оппозиционный телеканал «Сентябрь» – Генпрокуратура нашла в его контенте экстремистский материал. После этого журналисты «Сентября»создали проект «Жалбырак ТВ», который вещает в интернете.
Миллионный иск на СМИ подавал и нынешний президент Сооронбай Жээнбеков. Во время предвыборной кампании летом 2017 года он в суде требовал 5 миллионов сомов (71,63 тыс. долларов США) с информагентства «24.kg» и журналиста Кабая Карабекова. Причиной стал материал Карабекова, в котором говорилось о якобы имеющихся связях Жээнбековых с радикальными арабскими организациями. Позже редакция опубликовала опровержение. Став президентом, он отозвал иск.
В 2017 году также был депортирован из страны журналист Агентства Франс Пресс Крис Риклтон, а журналист российского издания REGNUM Григорий Михайлов получил запрет на въезд.
В декабре 2018 года политики Ахматбек Келдибеков, Азибек Бекназаров и Кенешбек Дуйшебаев подали иск против телеканала «Апрель» и бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Причиной стало интервью последнего, в котором он упомянул этих политиков в негативном ключе. Общая сумма иска составила 18 млн сомов (257,87 тыс. долларов США). Но суд удовлетворил его лишь частично, сняв с телеканала материальную часть претензий и обязав бывшего президента выплатить недовольным политикам по 100 тысяч сомов (1432 доллара США).
2019 год для СМИ Кыргызстана тоже ознаменовался несколькими исками.
В апреле бизнесмен Жалил Атамбаев потребовал 50 миллионов сомов (716,3 тыс. долларов США) с журналиста радио «Азаттык» Ыдырыса Исакова. Предприниматель назвал клеветой журналистское расследование Исакова о его теневом бизнесе в Ошской области. В мае стало известно, что Атамбаев отозвал иск.
Сейчас на волоске висит судьба газеты «Азия Ньюс», которая в этом году получила несколько многомиллионных исков. Глава МВД Кашкар Джунушалиев потребовал 5 миллионов сомов (71,63 тыс. долларов США) компенсации за «недостоверность информации и коллаж», опубликованные в газете.
Бывший замглавы МВД Данияр Абдыкаров потребовал 10 млн. сомов (143,26 тыс. долларов США) за статью о нераскрытом деле об убийстве студентки Камилы Дуйшебаевой.
А 17 августа стало известно, что вице-премьер-министр Жениш Разаков тоже подал иск на 10 миллионов сомов из-за материала о егоякобы связи с разведкой Таджикистана.
По мнению юриста Института Медиа Полиси Алтынай Исаевой, при рассмотрении подобных дел судьи должны соблюдать баланс между правом на защиту чести и достоинства и свободой прессы.
«Чаще всего многомиллионные иски подаются от высокопоставленных людей. И когда эти публичные лица не только требуют опровержения информации, но и требуют компенсацию с шестью нулями, то это вызывает сомнение, потому что в приоритете должна быть правда, опровержение недостоверной информации, а не взыскание целого состояния», – отмечает Исаева.
По ее словам, принимая окончательное решение суды должны соблюдать принцип справедливости и соразмерности, но иногда так не происходит и это вызывает опасения.
«Такие решения приводят к тому, что в редакции появляется дополнительная самоцензура и она может обанкротиться и закрыться, потому что такие размеры компенсации не соответствуют уровню дохода местных СМИ», – считает Исаева.
Радужные рейтинги международных организаций
Говоря о свободе слова в Кыргызстане принято сравнивать показатели с другими странами Центральной Азии. И на их фоне ситуация не столь плачевна.
В Индексе свободы прессы международной организации «Репортеры без границ», Кыргызстан постоянно лидирует в регионе. Например, в 2017 году Кыргызстан занимал 89-ю строчку, в то время как Таджикистан оказался на 149-м месте, Казахстан занял 157-е место, а Узбекистан 169-е.
Но как отмечает медиаэксперт Азамат Тынаев, обольщаться по этому поводу не стоит. По его словам, показатели в масштабах Центральной Азии хороши для публичных речей политиков, но в реальности этого недостаточно.
«Цифры в международных рейтингах – это всего лишь цифры. Они не дают всей полноты картины. То, что у нас положительная картина по сравнению с соседними странами, не должно нас успокаивать, тем более обманывать и создавать иллюзию. Есть примеры значительного прогресса СМИ в Армении, Молдове, Украине, а между СМИ Кыргызстана и стран Прибалтики – колоссальная пропасть», – считает Тынаев.
Отметим, что в рейтинге «Репортеров без границ» позиция Кыргызстана крайне неустойчива. В 2018 году республика опустилась на 98-е место, а в этом году резко подскочила на 15 позиций, заняв 83 место.
По словам Гульнуры Торалиевой, это говорит о том, что СМИ в Кыргызстане недостаточно развиты как независимый институт.
«В Кыргызстане СМИ, с одной стороны выполняют свою функцию, раскрывая коррупционные схемы, призывая властей к ответу. Но с другой стороны, они не защищены, как в развитых странах. У нас в любой момент может начаться преследование журналиста и СМИ. Неустойчивость Кыргызстана в рейтингах свобода слова говорит о зависимости СМИ от политической конъюнктуры, а она не должна ни от чего зависеть и быть самостоятельной и уверенно работать при любом режиме», – считает Торалиева.
Главное фото: RFE/RL