Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Кыргызстане не СМИ, а средства пропаганды?
СМИшно сказать

Придя к власти в апреле 2010 года, бывшие оппозиционеры объявили: притеснения СМИ отныне не будет. Это при прежнем режиме бедные журналисты стонали под пятой «тирана и узурпатора», теперь будет свобода — долгожданная и вожделенная. Вот и Конституция исключает цензуру по замыслу ее «отца», лидера парламентской оппозиционной фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева.

Между тем отдельные аналитики в кажущемся разгуле свободы слова и «плюрализме мнений» усматривают сжимающиеся тиски ангажированности и этой самой цензуры. «У нас нет и не может быть независимых СМИ. Это блеф, которым зачастую «потчуют» телезрителя и читателя. После апрельских событий в СМИ произошла смена собственника. Другое дело, что в цивилизованном обществе этот процесс не приводит к столь резкой переориентации в освещении ситуации в стране», — заявил ИА «24.kg» медиаэксперт Шамарал Майчиев.

В случае с Кыргызстаном СМИ рассматриваются власть предержащими (они же выступают в роле «кукловодов»), скорее как агитлистки, нежели как «орудие слова». А журналисты из распространителей информации превращаются в обслуживающий персонал.

Причина, по мнению аналитиков, кроется в том, что на постсоветском пространстве и, в частности, в Кыргызстане, СМИ не прошли процесс так называемого перепрофилирования. С экранов ТВ и газетных полос сплошным потоком льется пропагандистская риторика. В этом случае средства массовой информации, не исполняющие прямого назначения (не подают качественные и объективные сведения без «особого мнения» редакции), не могут называться СМИ. Имя им — средства массовой агитации и пропаганды.

Читать подано

В связи с тем, что под «гребенку» национализации угодила практически вся пресса в КР (за исключением интернет-ресурсов), говорить о наличии независимых СМИ нелепо. Газеты разобрали партии власти, чьи «вожди» заняли высокие кресла в правительстве и парламенте. «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз Туусу» (государственные, к слову) курирует СДПК. «Ата-Журту» досталась «Эркин-Тоо». Кыргызскоязычная газета «Лозунг» (частное издание) — достояние «Республики».

К слову, с кыргызскоязычными газетами, которые и так «пихаются локтями» на пятачке медийного рынка, власть имущие разобрались на зависть быстро. «Прихваченные» для солидности отдельные издания превратились в личные «мегафоны» политиков, которые рвутся в бой за пост президента. Именно на страницы этих газет выплескивается ушатами компромат в адрес потенциальных конкурентов.

Журналистам этих изданий любезно предложено ни в чем себе не отказывать и не стесняться в выражениях. При этом никто и не думает призывать к ответу «тружеников пера» за откровенную «чернуху» и пересказ сплетен, националистические призывы. Претензии к якобы необъективной подаче материалов или искажению словесного потока, которыми грешат некоторые сановные особы, чиновники выказывают только представителям русскоязычной прессы. В отношении этих изданий и информационных интернет-порталов, применяются самые разнообразные методы воспитания. От прямых угроз в адрес неугодного журналиста до предостережений подать в суд.

ТВ-вопрос…

Что касается телевизионных каналов, здесь ситуация со свободой слова ясна. Хотя бы потому, что ее (как и объективности) на отечественном ТВ нет вовсе. Да, после 7 апреля, утверждает президент переходного периода Роза Отунбаева (и в этом с ней нельзя не согласиться) ни одно СМИ, включая ТРК, не было закрыто. Зато все они (в частности, Пятый канал и ТРК «Пирамида») национализированы, причем декретами временного правительства. При этом глава государства призывает журналистов «быть объективными, писать и говорить правду». Возникает вопрос: чью правду?

Тиски для свободы слова

Как только стало известно, что в Кыргызстане больше нет негосударственных телеканалов, поскольку экспроприируемы они как раз властями, правозащитники и медиаэксперты забили тревогу. Парадокс. В демократическом, по версии властей, обществе альтернативы государственному ТВ не оказалось.

Да, новые власти создали на базе НТРК Общественное телевидение с наблюдательным советом во главе, но финансирование остается государственным, хотя статус Общественного ТВ предполагает его содержание за счет абонентской платы. То есть телезрители путем голосования сами выбирают пакет программ и покупают его у канала.

В нашем случае заставить телезрителей приобретать, пусть и по сходной цене, понравившиеся передачи, не представляется реальным. «Общественное ТВ — это очередная утопическая идея. Наши люди не в состоянии платить за коммунальные услуги, а их хотят заставить покупать телепередачи. Да никто не будет этого делать, и в итоге НТРК так и останется государственным каналом, рупором власти. А все разговоры насчет народного телевидения — популизм и романтизм новых «вождей революции», — отмечает председатель Ассоциации политологов КР Нур Омаров.

Иными словами, медиапространство КР оказалось опять «под пятой». Но вот парадокс: Аскару Акаеву потребовалось пятнадцать лет, чтобы подмять под себя все СМИ, Курманбеку Бакиеву — 5 лет, новые власти управились за несколько месяцев.

После 24 марта 2005 года, когда начался передел собственности и в жернова угодили ведущие метровые каналы — КООРТ (ныне — Пятый) и ТРК «Пирамида», сотрудники и руководство каналов бунтовали. Они кричали о незаконной «прихватизации» и рейдерском захвате. Сегодня, когда ситуация повторилась, — гробовое молчание.

Зрителю, оказавшемуся наедине с полуправдой, остается только одно: превратиться в пользователя и в поисках объективной информации бороздить Интернет, отдельные страницы которого зачастую стараниями отдельных модераторов «сверху» вычищены до гламурного блеска. Видимо, чтобы ничто не омрачало восхождения в Кыргызстане солнца демократии…

URL: http://www.24.kg/community/96803-kyrgyzstan-pod-pressom.html