Депутат от президентской партии СДПК Дастан Бекешев предложил ввести регулирование «электронных СМИ» и разработать требования «по подаче объективной информации». Это не первая попытка властей ужесточить регулирование деятельности средств массовой информации.
Социал-демократ Дастан Бекешев написал свой твит 30 сентября. В нем говорилось о «необходимости регулирования электронных СМИ», то есть интернет-изданий из Кыргызстана, а также о формулировке неких требований к «подаче объективной информации».
Пора переработать Закон о СМИ. Не урегулированы электронные СМИ. Нет чётких требований по подаче объективной информации.
На сообщение депутата в сервисе сразу же откликнулось несколько журналистов, которые выступили против инициативы Бекешева и стали уточнять по поводу критериев оценки «объективности» публикуемой информации.
По словам Бекешева, пока никакого законопроекта по этому поводу нет, но он не отрицает желания создать рабочую группу с участием «тех же СМИ, министерств и депутатов».
В интервью информационному агентству 24.kg Бекешев заявил, что нынешний Закон «О СМИ» «неактуален и требует переработки». По его мнению, в законодательстве отсутствует требование к обязательной регистрации интернет-изданий, которые «хотят получать аккредитацию и какие-то сообщения из госорганов».
«Делать это будут добровольно те, кто захотел считать себя СМИ, получать аккредитацию в госорганах, работать на серьезном уровне. А кто не захотел — пожалуйста, будешь оставаться просто интернет-сайтом, но уже не будешь получать аккредитацию, какие-то сообщения из госорганов», — цитирует его 24.kg.
По мнению депутата, сейчас «сложно» отделить интернет-издания от СМИ.
Интернет = СМИ?
Это не первая попытка депутатов приравнять интернет и интернет-издания в Кыргызстане к средствам массовой информации – эти поправки предлагались властями страны и народными избранниками трижды за 24 года существования закона «О СМИ».
Закон «О СМИ» был впервые принят в 1992 году. За время его существования депутаты вносили несколько поправок в 1993, 2013 и 2014 году.
В 2007 году депутаты впервые предложили придать интернет-ресурсам статус СМИ – инициаторами тогда оказались представители пробакиевской фракции «Ак-Жол» Алишер Сабиров и Алишер Мамасалиев. Однако усилиями местного сообщества и журналистов этот законопроект отклонили.
В конце 2014 года Министерство юстиции Кыргызстана инициировало похожий законопроект – ведомство предлагало регистрировать интернет-издания в качестве СМИ, чтобы они получили «все права», которые есть у средств массовой информации в стране.
Но вскоре и эта поправка была отозвана после критики медиасообщества и правозащитников на первых общественных слушаниях.
Юрист «Института Медиа Полиси», правозащитница Алтынай Исаева считает, приравнивание интернет-изданий к СМИ – «сложный процесс», так как у СМИ есть периодичность, тираж и территориальный охват, а интернет – это глобальная сеть без тиража, он обновляется ежесекундно.
По словам Исаевой, правовая неопределенность информационных сайтов не освобождает их, тем не менее, от ответственности перед законом.
«Интернет-издания несут такую же ответственность, как и периодические СМИ. Закон обязывает их распространять достоверные сведения, быть объективными и беспристрастными. Поэтому утверждение, что интернет-ресурсы сегодня не относятся к СМИ – не совсем правильно. Они в полном объеме являются одной из сторон в судебном процессе», — говорит юрист.
Запрет на иностранный капитал в СМИ
Другой пример нарушения принципа независимости средств массовой информации ― законопроект о запрете на иностранное участие в кыргызских медиа, который был внесен на рассмотрение парламента в мае 2016 года, а уже через месяц прошел в первом чтении большинством голосов.
Законопроект запрещает «иностранному юридическому лицу или гражданину» учреждать СМИ в Кыргызстане. Кроме этого, в документе говорится о том, что ежегодно СМИ может лишь на 20% финансироваться из-за рубежа.
Как отметили правозащитники, проект закона полностью копирует российский аналог, который был принят Государственной думой в октябре 2014 года и вступил в силу с начала 2016 года.
Один из инициаторов изменений в законе «О СМИ» Кожобек Рыспаев, депутат от СДПК, объяснил свои предложения государственной безопасностью и сослался на примеры действия подобных норм в Японии, Швейцарии и Австралии.
Однако журналисты, правозащитники и даже некоторые депутаты негативно отреагировали на инициативу и заявили, что данная норма навредит местным СМИ экономически и, более того, нарушает Конституцию, так как ограничит право СМИ претендовать на иностранные гранты.
Некоторые чиновники, а за ними и правозащитные организации, прямо заявили, что законопроект направлен на то, чтобы закрыть местное бюро Радио «Азаттык», которое не раз становилось объектом критики президента Алмазбека Атамбаева.
Алтынай Исаева, правозащитница из «Института Медиа Полиси», отметила в интервью, что СМИ в Кыргызстане ― недостаточно прибыльный бизнес.
«К иностранному участию можно отнести кредиты, займы, спонсорство и любые виды финансирования. Этим законопроектом налагается ограничение на иностранные СМИ в размере 20% от общего объема годового финансирования. При этом непонятно, почему именно 20%, а не 30% или 10%, было ли проведено какое-либо исследование?» ― говорит Исаева.
По ее словам, даже в Министерстве юстиции не знают, сколько и какие СМИ в Кыргызстане работают с иностранным участием и финансированием.
Борьба за «объективность»
В Этическом кодексе журналиста Кыргызстана, который был принят кыргызскими журналистами в декабре 2007 года, есть 20-й пункт, в котором говорится следующее:
«Журналиста нельзя обязать писать или исполнять что-либо противоречащее его собственным убеждениям или принципам объективной журналистики».
Когда Дастан Бекешев опубликовал свое сообщение в Twitter 30 сентября 2016 года, некоторые журналисты начали в ответ спрашивать о критериях объективности.
Кроме этого, юристы из «Института Медиа Полиси» заявили, что закон «О СМИ» уже требует от журналистов передавать «достоверную информацию» в своих материалах, и даже если новая норма будет введена в законодательство, то непонятно, кто будет определять «критерии объективности».
«При этом непонятно, кто будет определять критерии объективности СМИ. Критическая статья для меня может показаться необъективной, а для кого-то – наоборот. За последний год неоднократно предпринимаются попытки все больше и сильнее урегулировать деятельность СМИ», ― считает Алтынай Исаева из ИМП.
Чуть позже Бекешев написал, что объективная информация ― «проверенная либо содержащая мнения различных сторон».