Не столь важен сейчас вопрос о том, кто стоит за скандалом вокруг «Вечернего Бишкека». Это уже пустая риторика. Никто не стоит, кроме двух персон, которые в свое время создали прибыльное агентство «Рубикон».
Это Александр Ким и Александр Рябушкин, почти сверстники и друзья, они в те годы стояли плечом к плечу, а теперь лицом к лицу, по обе стороны барьера. Сегодня один ответчик, другой — истец, завтра поменяются местами, истец станет ответчиком, и это наступит не в следующем десятилетии, а до того.
Не важно также выяснять вопрос о характере спора — хозяйственный или политический. Суд рассматривает не партийные платформы двух сторон, а денежные суммы в миллионных объемах, они есть объект пристального внимания, за ними стоит не бизнес с акциями, а власть с влиянием. Здесь огромный рекламный рынок, он приходит на страницы только самой тиражной и влиятельной газеты. В этом плане у «Вечернего Бишкека» нет конкуренции, и к такому статусу газета шла годами безупречной работы, шла с высокопрофессиональным коллективом, которым руководил Александр Ким.
Фамилия корейская здесь не главный фактор. Мой добрый учитель, профессор Александр Самуилович Кацев, спросил: «Как вы думаете, если у Кима фамилия была типа Боорсок уулу, то как бы развернулись события?» Отвечаю, дело не в «боорсоках», а в доходах и позиции руководителя. У нас ведь был редактор из числа титульных, он создал многотиражную газету, которая достигла высокого уровня воздействия на общественное мнение, стала «костью в горле» для первого кыргызского президента. Власть раздавила ту газету, она называлась «Асаба», редактором был незабвенный Мелис Эшимканов. Суть не в этнической окраске, а в ошеломительном успехе выдающихся медиаорганизаторов.
Вспоминать о том, что в свое время «чуть не забили» «5 канал» тоже не совсем актуально, этот телеканал уже давно нашел свой пятый угол, там его теперь не «забьют». Он сейчас показывает сюжет под названием «Бизнес на лжи», показывает в унисон с КТРК и «Пирамидой». Этакое корпоративное трио против Александра Кима. Депутат ЖК Бахтияр Кадыров по этому поводу сказал, что здесь допущены мировоззренческие нарушения, призвал правительство провести работу по реорганизации КТРК.
Такая работа была начата при втором президенте и завершена при третьем, канал этот реорганизовали до требуемой им кондиции, никто не будет теперь упускать из рук достигнутое, все это теперь рупор с двумя подпорками, это теперь коренной и две пристяжные лошади, это уже просто птица–тройка, пыль из–под копыт, а где они остановятся, вопрос для «завтра».
Не надо спрашивать с назойливой патетикой, когда же свободные и объективные СМИ начнут копать дальше вокруг «некоторых лиц, окопавшихся около президента». Опять риторика, ибо просто так никто не копнет по известным причинам: во–первых, «свобода» привязана к спонсору, а «объективность» — к субъекту в лице редактора, во–вторых, газеты — это не хор церковных мальчиков и не цех по выпуску одинаковой утвари.
Не важно и то, с кем именно из числа сотрудников посольства США встречается Александр Ким, даже Папа Римский может с ним встретиться, на то он и владелец самой главной газеты страны, и он не из категории тех, кто ждет «оказии», чтобы, как выражаются эпатажные журналисты, «свалить» из страны, нет, он весьма достойный гражданин Кыргызстана, прошедший череду испытаний, он и нынешнюю полосу препятствий пройдет с честью.
«Крестовый поход» на «Вечерку» даст рыцарям пиррову победу, если следующие судебные инстанции подтвердят то решение Первомайского райсуда, где в лице судьи Алмаза Калыбаева создан такой прецедент, который войдет в учебники по судопроизводству в качестве негативного образца, студенты на этом деле будут учиться «как и что» не надо делать в храме Фемиды. Но эту персону не надо типизировать на всех кыргызских судей, среди них есть воистину легендарные личности, например, Салиев Рахимберди, он на пенсии, его кристальная честность стала «хрестоматией».
Господин Калыбаев не есть брендовый знак отечественной судебной системы, не есть предмет для подражания, это не «честь мундира». Есть надежда, что он (мундир) будет очищен от пятен, что процесс войдет в нормальное русло, когда повестки в суд не будут вручаться после окончания суда, когда дела будут рассматриваться после отмены тех решений, которые были приняты судебными инстанциями ранее и которые вступили в законную силу, то есть не будет нарушаться базовая основа мирового судопроизводства — принцип преемственности и логичности вынесения вердиктов.
В случае с «Вечеркой» есть еще две очередные инстанции, есть еще и Конституционная палата, есть и недоступный звону злата Божий суд. Есть общество, которое не безропотно. И есть, в конце концов, гарант нашей Конституции, мы же его избирали всенародно не для того, чтобы судьи делали такое «из ряда вон». Гарант ведь ставит на место (или убирает оттуда) тех, кто переступает черту государственного «рубикона», он не взирает на близкие его взору лица и заслуги. В его команде нет синдрома тех фаворитов, кто вне закона, то есть вне подозрений, нет там и священных коров.
Мы же видим, как «бояре и боярыни» слетают с царского крыльца. Видели, как он избавился от Аиды Саляновой, которую публично обозначил преемницей на пост президента, видели, как отстранил от государственной должности даже своего выдающегося водителя, который уже начал восприниматься словно «Ленин и Партия». Видели и то, как смело повел себя на фоне грозного узбекского президента, перед которым его предшественники даже моргнуть боялись. В той ситуации было не столь важно, кто кого поставил на место, важно то, что каждый знает свое место. У нашего президента оно рядом с Владимиром Путиным, для нас важно именно это, а не то, где сидит Ислам Каримов.
Со стороны нашего нынешнего президента не видно и патологической тяги к «трону» в смысле продления президентского срока, как это имело место у прежних наших президентов. Конечно, соблазн есть, но это пока в теоретической плоскости. По этому поводу недавно наш умный политолог Бакетаев очень серьезно попросил, чтобы Болот Шер передал ему свой «патрон», затеял с кем–то спор: мол, если Атамбаев пойдет на второй срок президентства, то он дает гарантию собственным лбом, то есть направит патрон Шера в это место в случае нарушения конституционной нормы о сроках президентства. Говорить «браво» на такой пассаж не надо по той причине, что этот патрон уже вошел в моду, уже стал притчей, уже есть ряд последователей. Вот только исполнителей нет, никто не воспользовался, ждут примера от самого мистера Шера, но тот эту штуку где–то потерял, не может найти, надо полагать, уже не нужен, он уже летает где–то, как рябая утка, имеется в виду «патрон», а не его хозяин.
Не стоит громко говорить «где же общественность», почему она не остановит «торпеду», имея в виду под этим боевым снарядом Александра Рябушкина. Зачем останавливать, другую запустят, да и не «торпеда» он вовсе, даже не «патрон», тем более не персонаж из знаменитой картины «Тайная вечеря». Он из разряда крылатых исполнителей, у которых чувство пристрастия к действующей власти настолько велико, что им «летать охота», да и власть наша питает страсть к таким «рябушкам».
Что касается общественности, то она не стоит в стороне, она всячески поддерживает «Вечерку», в их числе депутаты Жогорку Кенеша, генералы, известные деятели, есть даже два руководителя парламентских фракций, да еще какие — Омурбек Текебаев и Феликс Кулов. Разве мало, это же солидный круг поддержки.
А самое главное то, что есть Время, которое поставит всех по своим местам. Мы же видели, как оно умеет делать это, уже дважды видели. Надежда не умирает даже в последнюю очередь, для нее не существует такого понятия. Здравый смысл у нас систематически торжествует.