Одно из главных препятствий свободы слова – это экономическая или, если точнее, финансовая зависимость средств массовой информации. СМИ могут быть зависимы от государства, своих хозяев, рекламодателей.И в таком случае невольно задаешься вопросом: а есть ли вообщенезависимые СМИ?
Миллиарды на создание объективного образа или же пропаганда?
Для начала рассмотрим государственные СМИ, которые финансируются правительствами. К примеру,Russia Today – телеканал, который лоббирует интересы Кремля для зарубежной аудитории и полностью финансируется за счет российского госбюджета. Финансирование идет по статье «Участие России в международном информационном обмене». В 2015 году на нее заложены 15 млрд. рублей. Некоторые источники писали о том, что речь идет свыше 20 млрд. рублей. На какие цели направляется эти средство?
По официальным данным финансирование медиа проектов за счет государства обусловлено защитой национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, формированием объективного образа России.
Однако подконтрольные Кремлю СМИ создают объективный образ или «виртуальную реальность»? Главное, что картине, которая создается госмедиа верят не только граждане России, но и кыргызстанцы. Как показывает последние опросы института общественного мнение Gallup, несмотря на экономической кризис в России, популярность В. Путина в его стране растет, и за пределами тоже – все больше кыргызстанцев любят российского президента.
И миллионы в ответ
США в свою очередь наращивает финансирование русскоязычных программ радиостанций «Свободная Европа» и «Голос Америки». В этом годуна эти проекты выделяется на 104% больше, чем в прошлом году. В 2015 году на информационные баталии с кремлевскими СМИ заложено $22,6 млн.
«Я ценю высокий профессионализм своих российских коллег. Они выполняют свою работу очень хорошо. Только надо уточнить, что их работа это не передача информации, а пропаганда», — говорит глава Европейской и русской службы DWИнго Маннетеуфел.
Но тот же DWили же «Немецкая волна» тоже финансируется государством. Однако, несмотря на это, считают себя независимым СМИ, и в этом есть доля правды. Чтобы общественные медиа, которые финансируется государством, оставались независимыми необходим главный фактор — демократическая среда. Но даже в самом демократичном обществе финансовую зависимость полностью отрицать нельзя.
«Конечно, в Германии все СМИ имеют редакционную политику независимую от владельцев. Но мы не можем отрицать неформальное вмешательство хозяев. У нас есть СМИ, которые работают по модели семейного бизнеса. И, конечно, владельцы этих СМИ имеют свои позиции по тому или иному вопросу. Но даже если они не навязывают редакции своего мнения, чувствуя настроение хозяев, журналисты могут сами себя ограничивать в каких-то вещях», — говорит представитель школы журналистики имени Х. Наннена Клаус Хесселинг.
Медиа-олигархи
В Украине проблема еще глубже. Репортеры без границ в своем отчете, как одну из главных проблем свободы слова в этой стране указали тот факт, что самые крупные телеканалы принадлежат олигархам, которые имеют прямое отношение к политике. В такой ситуации невозможно говорить о независимости медиа, говорит украинский журналист Юлия Молоданова.
«Возьмем самые популярные телеканалы. «1+1» принадлежит Коломойскому, он один из богатейших людей Украины и имеет непосредственное отношение к политике. А5 канал — собственность нашего президента Петра Порошенко. Наши олигархи-политики через свои телеканалы лоббирует свои политические интересы. В Украине СМИ, тем более СМИ, освещающие политические события, убыточны. И потому для многих медиа это не бизнес, а политический инструмент», — говорит Юлия.
Репортеры без границ отмечают схожую проблему и в Кыргызстане. Так как в Кыргызстане рынок маленький, практически невозможно выжить за счет рекламы или же предоставляя платный контент читателям или телезрителям. Могут ли медиа в условиях рекламного рынка оставаться независимыми?
Давление бизнеса
«Вы знаете сколько тратит на рекламу Samsung только в Южной Корее? $2 млрд! У нас ни одно медиа не живет без их рекламы. И если выйдет какая-нибудь неприятная новость об этой компании, СМИ не может осветить, иначе Samsungразорвет контракт. А, как я уже сказал, без их рекламы выжить очень сложно», — рассказывает руководитель информационного агентства из Сеула Субин Ким.
«Мы получаем большой доход от рекламы Apple. Я не могу вам сказать, о какой сумме идет речь, но это шестизначные цифры. Однако работая с Appleв рекламном направлении, мы, например, опубликовали статью об условиях работы на китайских заводах компании, и публиковали другие материалы, которые могли быть неприятны руководству и владельцамApple. И это никак не влияет на наш контракт», — говорит Матиас Штрайц — главный редактор онлайн журнала The Shpiegel, одного из популярнейших изданий в Германии,.
Как мы видим, сотрудничество и взаимоотношения медиа с бизнесом зависят от демократизации общества, если не от абсолютной свободы слова, то от ее уровня. К примеру, в рейтинге свободы словаФридомхаус, Южная Корея занимает 68 позицию из возможных 167 и считается частично свободной. В этом же рейтинге Германия признана страной, где есть свобода слова, занимая 18 позицию.
http://ru.capital.kg/index.php/rubriki/capital-diary/233-kto-zakazyvaet-muzyku-zhurnalist