Внимание общественности в эти дни приковано к напряженным отношениям между властями Кыргызстана и средствами массовой информации. О чем говорят иски против СМИ? О притеснении свободы слова или непрофессионализме самих журналистов? Какое влияние суды могут оказать на политическую обстановку в стране, как скажутся на демократии и на авторитете самих властей? Какие пути сохранения свободы слова существуют?
Ответы на эти и другие вопросы искали в очередном выпуске передачи «Ынгайсыз суроолор». В обсуждении приняли участие эксперт отдела информационной политики аппарата президента Мелис Айдаркулов и конфликтолог, журналист Жыргалбек Касаболотов.
«Азаттык»: Мелис мырза, только за последний месяц против трех СМИ поданы судебные иски. Некоторым из них предъявлено по несколько исков. Еще до начала судебных процессов президент выступает с жесткой критикой в адрес отдельных журналистов и изданий. Не воспримут ли правоохранительные и судебные органы его слова как руководство к действию?
Мелис Айдаркулов: Нет. Прежде всего отмечу, что меня не наделяли правом выступать в качестве защитника президента. Я выступаю с личным мнением. Я много лет работал журналистом.
Заявления президента прозвучали не после подачи судебных исков и не непосредственно перед ними. Об этом говорилось и раньше. Он сам человек творческий, писатель. В свое время шел на риски ради свободы. Он не тот человек, который может идти против свободы слова.
Дело в другом. Как говорится, не навреди. Есть одна интересная история. Когда мы работали в газете «Эркин-Тоо», Дооронбек Садырбаев каждый вечер звонил мне, чтобы спросить, как я, не навредил ли кто. Я отвечал, «да, все хорошо». В то время я был главным редактором газеты. Как-то я спросил, зачем он задает мне один и тот же вопрос каждый день. Он ответил: «Сынок, ты много критикуешь Акаева, я беспокоюсь за тебя». Я удивился: «Что он может мне сделать?». «Ты пока не выходишь за рамки, поэтому никто ничего не может тебе предъявить. Твоя критика аргументирована и справедлива. Стоит только выйти за рамки, будет намного труднее», — сказал он. Поэтому, не нужно выходить за рамки. Свобода слова у нас есть. Дело в том, как мы пользуемся этой свободой.
«Азаттык»: Жыргалбек мырза, некоторые представители медиасообщества считают, что действия властей небезосновательны, что им предшествовало несоблюдение СМИ профессиональной этики. Но ведь освещение пресс-конференций — это прямая обязанность журналиста?! Должен ответственность за информацию нести источник информации?!
Жыргалбек Касаболотов: Прежде всего, ответственность лежит на источнике информации. При дословной передаче слов человека журналист не должен нести ответственность. Если суд вынесет неверное решение, значит, суд работает не правильно. Это прописано в законе.
Во-вторых, ответственность за свободу слова начинается с властей. Если они соблюдали бы эти стандарты, население само подстроилось бы под них. Действия властей в этом случае были бы обоснованны.
В данном случае я не увидел, где журналисты выходили за рамки. Другое дело, если бы источником информации выступали сами журналисты. Насколько я знаю, «Азаттык» и «Заноза» освещали позицию и второй стороны. Власти позже давали свои комментарии, их тоже выпускали. В целом, такой подход отвечает стандартам журналистики. За информацию ответственность должен нести источник.
Полный выпуск передачи на кыргызском языке: http://rus.azattyk.org/Content/responsive/img/player-spinner.png