Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Представители гражданского общества обратились к президенту Садыру Жапарову по поводу законопроекта о государственных закупках. Kaktus.media публикует текст обращения полностью:

«Мы, представители гражданского общества, обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтениях проектом закона «О государственных закупках», которым парламент вывел из-под действия данного закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами.

Исключение акционерных обществ и их дочерних компаний (АО) и государственных/муниципальных предприятий (ГП/МП) из-под действия Закона «О государственных закупках» (Закон ОГЗ) содержит в себе серьезные коррупционные риски. Обеспокоенность вызывает вопрос обеспечения прозрачности закупок АО и ГП/МП, учитывая, что ежегодный объем проводимых ими закупок достигает порядка 25,3 млрд сомов, а это 38,5% общего объема государственных закупок в стране. При этом экономия средств от проведения прозрачных и открытых процедур закупок в 2021 году среди АО, ГП/МП составила 3 млрд сомов. На сегодняшний день действующий портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) обеспечивает открытость и прозрачность, так как является единственной точкой доступа к информации о проводимых закупках, от плана закупок до заключения договоров. Действующий закон ОГЗ предоставляет возможности для АО, ГП/МП проводить свои закупки прозрачно, открыто и эффективно. Также, как указано выше, наблюдается значительная экономия, которая достигается за счет расширения конкуренции.

Однако с выведением АО и ГП/МП из-под действия Закона ОГЗ существуют серьезные коррупционные риски, такие как:

  • увеличение коррупции — АО, ГП/МП будут проводить закрытые закупки, присуждая победу только своим, так называемым любимым поставщикам, которые будут делиться с ними, предоставляя так называемые откаты. Это, безусловно, скажется на увеличении цен закупаемых товаров, работ и услуг, а об экономии средств вообще можно позабыть;
  • снижение государственного контроля за деятельностью АО, ГП/МП и, как следствие, неэффективное использование средств налогоплательщиков Кыргызстана. Необходимо отметить, что все вышеупомянутые организации входят в государственный сектор и практически все получают огромные суммы средств из государственного бюджета в виде субсидий, целевых бюджетных ассигнований, средств на увеличение уставных капиталов, льготных кредитов, а также в виде платы с населения за предоставляемые услуги;
  • непрозрачные закупки — закупки АО, ГП/МП хотят вывести в тень, а это является нарушением личных прав и свобод граждан, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Так, статьей 33 Конституции предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
  • закрытые закупки — многие представители бизнеса не будут иметь доступ к закупкам, проводимым АО, ГП/МП. Доступ к закупкам АО, ГП/МП будут иметь только аффилированные и приближенные лица, с которыми легче договориться. Таким образом нарушается Закон «О конкуренции» и ущемляются права предпринимателей, гарантированные Законом «О защите прав предпринимателей»;
  • снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества.

Таким образом выведение АО, ГП и МП из-под действия закона ОГЗ приведет к созданию условий для процветания коррупции, что является нарушением принципов осуществления государственной власти, установленных Конституцией.

Напомним, что в соответствии со статьей 4 Конституции государственным должностным лицам запрещается осуществлять действия, создающие условия для коррупции. При этом депутаты Жогорку Кенеша также являются государственными должностными лицами и при принятии решений должны опираться на международные обязательства страны, анализ регулятивного воздействия и учитывать лучшие международные практики.

Действия парламента могут запустить эффект домино и привести к краху системы государственных закупок, которая работала и развивалась исключительно в положительном направлении последние 7 лет.

За этот период закупки в стране стали более эффективными из-за ее прозрачности благодаря переходу на электронный формат. Портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) за период своего существования позволил выявить множество коррупционных схем в этой сфере, в том числе с участием АО и ГП/МП, было возбуждено не одно уголовное дело.

Кроме того, выведение АО, ГП/МП является нарушением норм Договора о ЕАЭС, а именно статьи 88, в которой установлено обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок и предоставление национального режима в сфере закупок, развитие конкуренции и противодействие коррупции. В свою очередь это может оказать влияние на международный имидж страны.

Уважаемый Садыр Нургожоевич!

В свете вышеизложенных обстоятельств мы обращаемся к вам как к главе государства, гаранту Конституции, прав и свобод граждан и просим вас не допустить выведения из-под действия Закона «О государственных закупках» акционерных обществ, в том числе их дочерних хозяйственных обществ, государственных/муниципальных предприятий.

Мы просим вас не поддерживать и возвратить проект закона «О государственных закупках» с возражениями».

  • ОО «Партнерская группа «Прецедент», Ильяна Жедигерова.
  • ОО «АПГИ», Бакыт Сатыбеков.
  • ОБФ «Первый детский хоспис», Ольга Труханова.
  • ОФ «Помогать легко», Динара Аляева.
  • Гражданский активист Рита Карасартова.
  • ОЮЛ «Ассоциация «Смарт Жаран», Эркина Убышева.
  • ОО «Психическое здоровье и общество», Бурул Макенбаева.
  • ОФ «Клооп Медиа», Анна Капушенко.
  • ОФ «Гражданские инициативы», Динара Ошурахунова.
  • Ассоциация «Сеть снижения вреда», Мадина Токтогулова.
  • ОО «Социум», Батма Эстебесова.
  • ОФ «Вместе против рака», Гульмира Абдыразакова.
  • ОФ «Эргене», Тынара Касымалиева.
  • ОО «Психическое общество и здоровье», Лиля Пантелеева.
  • ОФ «Истихсан», Мадина Токтогулова.
  • ОФ «Данко», Нурбюбю Керимова.
  • ОФ «ЗиОМ в 21 веке», Гулипа Шейшенова.
  • ОО «Шоола Кол», Антонина Ли.
  • ОО «Таис плюс два», Байгазы Эрматов.
  • ОФ «Здоровое поколение», Темирбек Эркинов.
  • ОФ «Поверь в себя», Умид Шукуров.
  • ОФ «Подруга», Надежда Шаронова.
  • Национальная неправительственная организация «Кыргызский альянс планирования семьи» в пяти регионах КР, Бактыгуль Бозгорпоева.
  • «СПИД фонд Восток-Запад» в КР, Наталья Шумская.
  • Коалиция за бюджетную адвокацию в Кыргызстане (свыше 50 ОГО).
  • Ассоциация снижения вреда (9 ОГО).
  • Союз пациентских сообществ в КР (8 ОГО).
  • Ассоциация паллиативной помощи (4 ОГО).

 

https://kaktus.media/457932