В августе 2022 года юристы ОФ «Правовая клиника «Адилет» подали обращение в Конституционный суд на ст. 71 ч. 2 Уголовного кодекса, которая гласит: «В случае компенсации морального вреда суд устанавливает денежную компенсацию. Эта компенсация назначается в размере от 50- до 1 000-кратного расчетного показателя в зависимости от тяжести причиненного вреда» (то есть максимальный размер компенсации составлял 100 тыс. сомов).
«Установление рамок, ограничивающих суд в определении размера компенсации, не позволяет достичь разумности и справедливости в каждом индивидуальном случае, поскольку данное ограничение является несоразмерным по сравнению с теми нравственными и физическими страданиями, которые испытывает лицо вследствие причиненных преступлением последствий», — отметила в своем обращении в Конституционный суд правовая клиника «Адилет».
Юристы также отметили, что существующая система определения компенсации за моральный вред, причиненный преступлением, не является объективной и не имеет разумного оправдания.
«Размер денежной компенсации, назначаемый судом в размере от 50-кратного до 1 000-кратного расчетного показателя в зависимости от тяжести причиненного вреда, не согласуется с конституционным принципом равенства и целями, ради достижения которых допускается ограничение прав и свобод граждан», — подчеркнули юристы.
Например, максимальный размер компенсации лицу за причинение вреда здоровью, повлекшего потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, в размере 100 тыс. сомов несоизмерим с теми последствиями, которые несет пострадавший. А если рассматривать вред, причиненный вследствие убийства, где семья переживает утрату родственника и потеряла кормильца?
Конституционный суд своим решением от 25 января признал данную норму неконституционной. Таким образом, ограничения компенсации за моральный вред в размере 100 тыс. сомов будут исключены из Уголовного кодекса КР. Потерпевший, считающий, что ему причинили моральный вред, вправе требовать ту сумму, которую он считает справедливой.